Xe lội nước DUKW

7
Выпуск этой амфибии был начат в США в апреле 1941 года концерном «Дженерал Моторс» совместно с судостроительной компанией «Спаркмен и Штефенс» из Нью-Йорка. С этим необычным транспортным средством многое было впервые. Впервые в серийное производство пошел грузовой автомобиль-амфибия, впервые все мосты получили односкатные колеса, которые шли след в след и не создавали дополнительного сопротивления движению, впервые колеса получили специальные десятислойные эластичные шины, которые допускали возможность эксплуатации на пониженном давлении, что существенно повышало проходимость на слабых грунтах и опорную поверхность колес, впервые было применено к шасси DUKW и такое новшество, как централизованное управление давлением воздуха в шинах.

Всего с 1942 по 1945 гг. в США было изготовлено более 21 тысячи амфибийных транспортных средств DUKW. Из них как минимум 586 амфибий поступили на вооружение Красной Армии в рамках программы ленд-лиза. По информации официального сайта Береговой охраны США, в ведении которого в настоящее время находятся все американские земноводные транспортные средства, на 25 июня 2002 года только в США 75 амфибий DUKW по-прежнему использовались в коммерческих целях, еще 140 находились под государственной юрисдикцией, автомобили использовались на несудоходных водных путях. Так что амфибия, выпущенная в годы Второй мировой войны, остается востребованной и в начале XXI века. Часть из них эксплуатируется в экскурсионных компаниях и яхт-клубах.



Аббревиатура DUKW происходит от принятой в компании General Motors системы наименований выпускающихся ею моделей автомобильной техники, расшифровывается она следующим образом:

«D» означает, что автомобиль спроектирован в 1942 году;
«U» означает «utility» (в данном случае «вспомогательный»);
«K» означает all-wheel drive — привод на все колеса;
«W» означает, что автомобиль имеет двойную заднюю ось.




К началу 1942 года американская армия испытывала острую потребность в большом плавающем автомобиле. Расширение боевых действий на Тихом океане и планируемая высадка войск союзников в Северной Африке подгоняли американских военных. Им нужен был грузовой плавающий автомобиль, который мог бы загружаться необходимым имуществом, снаряжением и личным составом прямо у борта транспортного судна, переправляя затем все это на берег и самостоятельно выбираясь на место высадки. Автомобиль DUKW оказался именно такой амфибией. В американской армии данный вездеход-амфибия получил неформальное прозвище Duck (утка) и находился на вооружении инженерных полков, и подразделений амфибийно-инженерного командования. Автомобили-амфибии DUKW широко использовались при проведении многочисленных десантных операций на Тихоокеанском театре военных действий.

Амфибийное транспортное средство DUKW было окончательно принято на вооружение в октябре 1942 года, широко используясь американскими военными и их союзниками вплоть до завершения Второй мировой войны. Впервые эти амфибии были использованы в 8-й английской армии при высадке на Сицилии. Во время этой кампании британцы имели на вооружении 230 автомобилей DUKW, которые могли перевозить десант, противотанковые орудия и боеприпасы. Вскоре амфибии DUKW использовались для перевозки грузов через Мессинский пролив, а также участвовали в освобождении Салерно. Помимо этого амфибии использовались при форсировании рек в Италии, Западной Европе и Бирме.




Автомобиль-амфибия DUKW

Десантно-транспортный плавающий длиннобазный грузовой автомобиль-амфибия GMC DUKW был спроектирован американскими конструкторами фирмы Marmon Herrington на основе узлов и агрегатов шасси массовых 2,5-тонных грузовых армейских автомобилей высокой проходимости GMC ACKWX-353 (модель 1940 года) и GMC CCKW-353 (модель 1941 года), обладавших колесной формулой 6х6. Благодаря такому наследию в СССР амфибию часто называли DUKW-353. Инженеры компании Marmon Herrington разработали проект компоновки новой машины, спроектировали механизм отбора мощности с приводом на винт и лебедку (ставилась сзади), откачивающие трюмные насосы, винт с водяным рулем, теплообменники двигателя с очень серьезной системой вентиляции и многие другие узлы.

Водоизмещающий корпус амфибии и его обводы были спроектированы нью-йоркской судостроительной компанией Sparkman & Stephen. При этом лодка не была несущей конструкцией — внутри корпуса располагалось обыкновенное шасси ACKWX-353 с небольшими изменениями узлов, что было вызвано спецификой применения. Существующая рама грузового автомобиля с агрегатами шасси была установлена в водоизмещающем корпусе-лодке понтонного типа. Корпус был сварным и производился из листовой стали толщиной 1,9 мм. Корпус амфибии отличался наличием силовых раскосов и усилителей, с очень удачными для столь универсального автомобиля гидродинамическими формами, которые почти не ограничивали его подвижность в условиях бездорожья. В днище корпуса-лодки имелись выемки для колес, карданных валов, осей и гребного винта.




Корпус автомобиля-амфибии был специально разделен переборками на 3 части: носовую, десантную и кормовую. В носовой части находился двигатель мощностью 94 л. с., а также радиатор, получить доступ к которым можно было через два специальных люка. Здесь же на носу находилось отделение управления: руль, панель приборов, сиденье водителя и правое сиденье для его помощника или командира машины. Отделение управления спереди было защищено ветровым стеклом, а по бокам — отстежными боковинами из брезента. Экипаж автомобиля-амфибии DUKW обычно состоял из 2-3 человек. В десантном отделении могли разместиться 25 человек десанта или полезный груз массой до 2,3 тонн (в том числе — 105-мм артиллерийское орудие вместе с его расчетом). При этом в десантном отделении отсутствовал откидной задний борт, поэтому все операции по погрузке-выгрузке производились через борт амфибии. Сверху отделение десанта могло быть прикрыто брезентовым тентом, который натягивался на имеющиеся дуги. На некоторых амфибиях была предусмотрена возможность установки вооружения — крупнокалиберного 12,7-мм пулемета Browning M2.

В дополнение к обыкновенным для грузовых автомобилей органам управления в амфибии концерна GMC имелись также рычаги для включения гребного винта, клапанов насосов, а также тумблеры, предназначенные для включения подкачки шин. Все это дополнительное оборудование располагалось в отделении управления. На амфибиях DUKW с регулируемым давлением воздуха в шинах монтировался постоянно подключенный к двигателю двухцилиндровый компрессор.

Подвеска и ходовая часть (двухлонжеронная рама, лонжероны коробчатого типа) амфибии DUKW не отличались от базового грузового автомобиля. Но в отличие от грузовика в автомобиле-амфибии все шины были односкатными увеличенного размера с крупным рисунком протектора, обозначаемым «реверсивный вездеход», с единой колеей. Все это значительно улучшало проходимость DUKW, так как имело большое значение при выходе амфибии из воды на илистый, песчаный или топкий берег. Впоследствии в сентябре 1942 года (после производства 2005 автомобилей-амфибий) в их конструкцию была введена централизованная система регулирования давления воздуха в шинах (на ходу), что позволяло уменьшать давление с нормальных 2,8 кгс/кв.см (при движении амфибии по дорогам с твердым покрытием) до 0,7 кгс/кв.см при движении по слабым грунтам (грязь, песок), в частности, при выходе на берег из воды. Из-за происходящей при этом деформации (сплющивания) шин увеличивалась площадь контакта протектора с грунтом, что существенно снижало давление, оказываемое на грунт, и повышало проходимость.




На воде автомобиль-амфибия DUKW приводился в движение при помощи трехлопастного винта, который был установлен в специально спроектированном тоннеле, расположенном в задней части корпуса и связанным с коробкой отбора мощности сразу тремя продольными карданными валами. На воде автомобиль мог маневрировать при помощи водяного руля, расположенного сразу же за винтом. Руль был постоянно связан с рулевым механизмом тросовой передачей и мог поворачиваться в обе стороны синхронно с поворотом передних колес автомобиля. На воде это позволяло сократить радиус циркуляции до 6,1 метра.

Для откачивания воды, которая могла попасть в корпус машины-амфибии, на ней имелось 2 насоса: центробежный и шестереночный, они приводились в действие от вала гребного винта. Сзади, в кормовой нише корпуса амфибии обычно ставилась барабанная лебедка, обладающая тяговым усилием 9 тс. Лебедка служила для облегчения погрузки в грузовой отсек артиллерийских систем, транспортных средств, боеприпасов и других грузов. Для самовытаскивания лебедка могла быть задействована лишь при движении назад. Предельная высота волн прибоя в прибрежной зоне, которая еще допускала использование амфибийных транспортных средств DUKW, составляла примерно 3 метра.

Массовое производство грузовых автомобилей-амфибий GMC DUKW было освоено в марте 1942 года заводами компании Yellow Truck & Coach Mfg, а, начиная с 1943 года, и компанией Pontiac, где осуществлялась лишь их финальная сборка. В 1943 году было изготовлено 4508 амфибий данного типа, а всего до конца 1945 года — 21 147 единиц. В армию США первые машины-амфибии DUKW поступили в октябре 1942 года и широко использовались американскими военными вплоть до завершения Второй мировой войны. При этом амфибийные транспортные средства поступали на вооружение в инженерные полки и батальоны специально созданного инженерного амфибийного командования.




Первое боевое применение амфибий DUKW, как отмечалось выше, произошло летом 1943 года при высадке 8-й британской армии на Сицилии. Позднее в 1944-1945 годах данные амфибии использовались англо-американскими войсками в ходе различных военных операций в Европе. Они использовались при высадке союзников в Нормандии, а также при форсировании водных преград: рек Сена, Везер, Маас, Майн, Рейн, озер и многочисленных каналов. Помимо этого естественным образом амфибии очень широко использовались во время сражений с японцами на тихоокеанском театре военных действий.

Примерно с середины 1944 года плавающие автомобили-амфибии GMC DUKW-353 начали поступать в Советский Союз в рамках программы военной помощи по ленд-лизу. В Красной Армии амфибии находились на вооружении отдельных батальонов плавающих машин. Они широко использовались советскими военными при форсировании рек Даугава и Свирь, во время проведения Висло-Одерской наступательной операции, а также в августе 1945 года во время боев с японцами в Маньчжурии. Использование этих уникальных на тот момент времени амфибий позволило решить сложные боевые задачи с существенно меньшими потерями, чем при использовании обыкновенных переправочных средств.

Тактико-технические характеристики DUKW:

Kích thước tổng thể: chiều dài - 9,45 m, chiều rộng - 2,5 m, chiều cao - 2,17 m.
Масса автомобиля с полным снаряжением — 6,5 т.
Грузоподъемность — 2300 кг (на суше).
Силовая установка — 6-цилиндровый бензиновый двигатель GMC мощностью 94 л.с.
Тяговооруженность — 14 л.с/т.
Максимальная скорость — 80 км/ч (на суше), 10,2 км/ч (на воде).
Запас хода — 640 км (на суше), 93 км (на воде).
Phi hành đoàn - 2-3 người.

Nguồn thông tin:
http://www.bratishka.ru/archiv/2013/10/2013_10_13.php
http://zonwar.ru/news2/news_388_DUKW-353.html
http://pro-tank.ru/blog/1043-amphibious-vehicle-dukw-353
Tài liệu từ các nguồn mở
Các kênh tin tức của chúng tôi

Đăng ký và cập nhật những tin tức mới nhất và các sự kiện quan trọng nhất trong ngày.

7 bình luận
tin tức
Bạn đọc thân mến, để nhận xét về một ấn phẩm, bạn phải đăng nhập.
  1. +3
    Tháng Tám 31 2016
    tốt Нужная вещь , которой так не хватало нашим в Отечественную, подогнали конечно по ленд-лизу , но ......маловато ..
    1. +3
      Tháng Tám 31 2016
      ужная вещь , которой так не хватало нашим в Отечественную, подогнали конечно по ленд-лизу , но ......маловато ..

      После войны,В. Грачёв создал подобную машину. И наверное первые два ДАЗ-485,были первой продукцией Южмаша.В 1951 Днепропетровский автомобильный завод перевели на производство ракет.
    2. +2
      Tháng Tám 31 2016
      Так причина отсутствия "плавунцов", равно как и массовых большегрузных машин и даже БТР хорошо известна – это отсутствие до войны серийного автомобильного двигателя хотя бы в 90 л.с.
      Максимум, что могла дать промышленность - это ГАЗ-11 с его 76 л.с. А дальше - сразу В-4 (дизель для Т-50) с его 240 л.с. И провал между ними.
      Не от хорошей жизни наши городили параллельную/последовательную спарку для СУ-76.
      1. 0
        Tháng Chín 1 2016

        1
        Alexey RA Hôm qua, 17:25 ↑
        Так причина отсутствия "плавунцов", равно как и массовых большегрузных машин и даже БТР хорошо известна – это отсутствие до войны серийного автомобильного двигателя хотя бы в 90 л.с.
        Максимум, что могла дать промышленность - это ГАЗ-11 с его 76 л.с. А дальше - сразу В-4 (дизель для Т-50) с его 240 л.с. И провал между ними.
        Не от хорошей жизни наши городили параллельную/последовательную спарку для СУ-76.
        Ну почему же, были. ЗиС-5: 73л.с. ЗиС-16: 85л.с. Проблемы с ЗиСовскими возникли из-за эвакуации моторного производства, ранее что на ЗиС что на ГАЗ возникли проблемы с алюминием. По этой причине ЗиС-16 и танковый ГАЗ-85 перед войной выпускались в ограниченном количестве. Кстати и дизели КОДЖУ и ЗиС-Д-7 можно было довести до промышленного производства. Довели же до ума В-2, М-30 , М-40. Это ссылка на проблемы с автомобильными двигателями в СССР. Кстати и проблемы с качественным высокооктановым топливом для бензиновых двигателей тоже были. Как были и проблемы с высокоточными станками для нарезки спиральных зубьев главной передачи для ведущих мостов.
        http://www.avtomash.ru/pred/muzei_a/1932/1932-8.h
        tml
    3. +3
      Tháng Tám 31 2016
      Ну , не так уж и мало - более 2000 Фордоф джипиа и 500-700 "уток" .
  2. +2
    Tháng Chín 1 2016
    Грачёвские машины до сих пор в строю.
    1. +1
      Tháng Chín 2 2016
      Грачёвские машины до сих пор в строю.
      К сожалению,после того как Россия и КНР отвели войска на 100 км от границы, я больше их не видел.

"Right Sector" (bị cấm ở Nga), "Quân đội nổi dậy Ukraine" (UPA) (bị cấm ở Nga), ISIS (bị cấm ở Nga), "Jabhat Fatah al-Sham" trước đây là "Jabhat al-Nusra" (bị cấm ở Nga) , Taliban (bị cấm ở Nga), Al-Qaeda (bị cấm ở Nga), Tổ chức chống tham nhũng (bị cấm ở Nga), Trụ sở Navalny (bị cấm ở Nga), Facebook (bị cấm ở Nga), Instagram (bị cấm ở Nga), Meta (bị cấm ở Nga), Misanthropic Division (bị cấm ở Nga), Azov (bị cấm ở Nga), Muslim Brotherhood (bị cấm ở Nga), Aum Shinrikyo (bị cấm ở Nga), AUE (bị cấm ở Nga), UNA-UNSO (bị cấm ở Nga) Nga), Mejlis của người Tatar Crimea (bị cấm ở Nga), Quân đoàn “Tự do của Nga” (đội vũ trang, được công nhận là khủng bố ở Liên bang Nga và bị cấm)

“Các tổ chức phi lợi nhuận, hiệp hội công cộng chưa đăng ký hoặc cá nhân thực hiện chức năng của đại lý nước ngoài,” cũng như các cơ quan truyền thông thực hiện chức năng của đại lý nước ngoài: “Medusa”; “Tiếng nói của Mỹ”; "Thực tế"; "Hiện nay"; "Tự do vô tuyến"; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Tồi; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; "Con cú"; “Liên minh bác sĩ”; "RKK" "Trung tâm Levada"; "Đài kỷ niệm"; "Tiếng nói"; “Con người và pháp luật”; "Cơn mưa"; "Vùng truyền thông"; "Deutsche Welle"; QMS "Nút thắt da trắng"; "Người trong cuộc"; "Báo mới"