20 июля родился советский полярный лётчик Илья Павлович Мазурук

4
Ровно 110 лет назад, 20 июля 1906 года (по новому стилю), родился советский полярный летчик, Герой Советского Союза, генерал-майор hàng không Ильи Павлович Мазурук. Всю свою жизнь он связал с авиацией. Работал в полярной авиации Главсевморпути, принимал участие в Великой Отечественной войне. Заслуги Ильи Мазурука перед страной были отмечены многочисленными правительственными орденами и медалями.

Илья Мазурук родился в Брест-Литовске (сегодня Брест) в обыкновенной рабочей белорусской семье. С 1915 года вместе с семьей жил в городе Льгове (Курская область). Смог окончить начальную школу, до 1919 года проходил обучение в высшем начальном училище. В 1919-1920 годах трудился чернорабочим на ж/д станции Льгов. Летом 1920 года вместе с семьей переехал в город Ровно (Украина), который вскоре отошел к Польше. Здесь он работал чернорабочим на ж/д станции, а также ночным сторожем в больнице. В апреле 1923 года Мазурук нелегально перебрался через границу и вернулся назад в СССР.

В 1923-1924 годах работал помощником машиниста на электростанции в Липецке, в 1924-1926 годах являлся секретарем волостного комитета комсомола в селе Кузьминские Отвержки (Липецкая область), Липецкого уездного комитета комсомола, а также заведующим школьным отделом Орловского губернского комитета комсомола. В 1926-1927 году был заместителем заведующего агитационно-пропагандистским отделом Орловского горкома партии. В ВКП(б)/КПСС вступил в 1925 году.

20 июля родился советский полярный лётчик Илья Павлович Мазурук


В октябре 1927 года по комсомольской путевке был направлен для прохождения службы в военную авиацию. Так начинающий партийный функционер сменил партийную работу на авиацию. В 1928 году Илья Мазурук окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1929 году — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Был демобилизован в ноябре 1929 года. После этого в 1930-1932 годах работал бортмехаником и летчиком в Гражданском воздушном Hải quân (в Средней Азии). В апреле-июне 1930 года он принимал участие в боевых действиях против басмачей.

Вот лишь один из эпизодов той поры. 70 защитников Кзыл-Агачинского гарнизона отбивались от наседавших со всех сторон басмачей. Отряды ОГПУ, которые были высланы им на подмогу, еще не подошли. Первыми им на помощь подоспели авиаторы. К тому моменту в крепости закончились патроны, подходило к концу продовольствие, в обрез оставалось запасов воды. На территории крепости советские летчики увидели 2 больших белых полотнища, на которых глиной было написано послание: «Нет патронов». Мазурук в ответ написал записку, состоявшую всего из одного слова: «Держитесь». Он довольно проворно вытащил патроны из пулеметной ленты, завернул их в снятую гимнастерку, после чего сбросил над крепостью. Сверток с патронами попал по назначению. Таких посылок с патронами осажденному гарнизону советские летчики послали не одну. После этого они сами забрасывали басмачей гранатами. За проведение этой операции Мазурук был награжден пистолетом системы «Маузер», содержащим дарственную надпись: «Мазуруку за успешную борьбу с контрреволюцией от коллегии ОГПУ».

В 1930-1938 годах являлся пилотом «Добролета», Гражданского воздушного флота (ГВФ), прошел тренировку в 3-й объединенной школе ГВФ (сегодня это Балашовское ВВАУЛ), совершал полеты на трассах Одесса-Батум, Ташкент и Алма-Ата. С 1932 года работал на Дальнем Востоке. Здесь он трудился во Всесоюзном объединении воздушных сообщений «Трансавиация» — Дальневосточном управлении ГВФ (гидропорт в Хабаровске). Стоит отметить, что Илья Мазурук одним из первых советских пилотов освоил воздушные трассы Дальнего Востока, в частности совершал полеты на Сахалин (как начальник эстафеты), а также на Камчатку. С 1935 года занимал пост командира 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ в Хабаровске.



Так, 27 августа 1932 года Илья Мазурук на самолете В-3 (Junkers W 33) с бортовым номером СССР Л21 совершил первый рейс по маршруту Хабаровск — Иман (Дальнереченск) — Вторая Речка (Владивосток). Эта дата стала считаться днем рождения гражданской авиации Приморского края. В мае 1935 года пилот совершил перелет по маршруту Москва-Сахалин, который занял у него 45 часов. В честь 10-летия Сахалина «За долголетнюю работу по обслуживанию Сахалинской линии» 16 мая 1935 года Указом ЦИК СССР был представлен к первому ордену Красной Звезды. К ноябрю 1936 года он за 2553 летных часа налетал 533 700 километров.

При этом рейсы между Сахалином и Хабаровском были нерегулярными. Часто они связывались с выполнением какого-либо срочного задания. Летчикам приходилось летать в сложных метеоусловиях над тайгой, морем и горами. В то же время работа авиаторов на трассе Хабаровск-Сахалин была бесценной. В 1936 году Илья Мазурук окончил курсы при Батайской летной школе Гражданского воздушного флота. С октября 1936 он трудился летчиком в Полярной авиации. Весной 1937 года в качестве командира самолета ТБ-3 он принял участие в высадке первой дрейфующей научной станции под названием «Северный полюс-1». За мужество и героизм, которые были проявлены при выполнении задания по созданию дрейфующей станции «Северный полюс», Постановлением ЦИК СССР от 27 июня 1937 года Мазуруку Илье Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В 1938-1947 годах Илья Мазурук занимал пост начальника управления полярной авиации Главсевморпути. Вновь в армии с января 1939 года. В 1939 году он успешно окончил курсы усовершенствования командного состава, которые были организованы при Военно-воздушной академии имени Жуковского. Являлся участником советско-финской войны. В декабре-марте 1940 года был командиром отдельной авиационной эскадрильи ночных бомбардировщиков при командующем ВВС 8-й армии. За время войны совершил несколько боевых вылетов на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3.



Илья Мазурук был участником и Великой Отечественной войны. С июля 1941 года он был командиром 2-й авиагруппы ВВС Северного флота, оставаясь при этом начальником управления полярной авиации и заместителем начальника ГУСМП — контр-адмирала Папанина. Полковник Мазурук успел совершить несколько боевых вылетов, в том числе возглавил первый массированный удар советских ВВС по базам немецкого флота, расположенным в Варангер-фьорде. Позднее вспоминал: «Приходилось довольно много летать на боевых самолетах в полярных морских районах, направляя организацию разведки, противодействия надводным и подводным силам противника, спасать иностранных моряков с потопленных судов союзников, которые везли в СССР различные военные грузы».

3 августа 1942 года Илья Павлович Музурук был назначен начальником Красноярской воздушной трассы ВВС Красной Армии, с июня 1943 по июнь 1944 года командовал 1-й перегоночной авиадивизией ГВФ. Данная часть была создана на базе 6-й запасной авиабригады. Дивизия состояла из 5 перегоночных и одного транспортного авиаполков. Красноярская воздушная трасса или перегоночная трасса с территории Аляски в Советский Союз была предназначена для поставок американских боевых самолетов по программе ленд-лиза. Известно, что Илья Мазурук лично перегнал по этой трассе 50 боевых самолетов. Общая протяженность трассы составляла 6306 километров. Она начиналась в Фербенксе (Аляска) и заканчивалась в Красноярске. Административной серединой перегона был Якутск, в котором и размещался штаб 1-й перегоночной авиадивизии ГФВ, а также управление воздушной трассы. В городе базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки.

11 мая 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов для действующих частей ВВС Красной Армии 1-я перегоночная авиадивизия ГВФ была награждена орденом Красного Знамени. При этом в ведении Красноярской воздушной трассы была не только перегонка американских боевых самолетов, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу, но и организация и выполнение авиационного обслуживания населения и народного хозяйства огромного региона, которым являлась Сибирь. За 3 года существования трассы ее транспортные самолеты смогли перевезти более 128 371 пассажиров, 18 753 тонны различных грузов, и около 319 тонн почты.



Илья Музурук возглавлял 1-ю перегоночную авиадивизию до июня 1944 года, после чего сдал дела и убыл к новому месту службы, однако Красноярская авиатрасса продолжала действовать до самого конца Великой Отечественной войны. Всего в 1942-45 годах по этой трассе было переброшено 8094 боевых самолета, которыми в дальнейшем были оснащены 250 авиаполков Красной Армии. Всего за это время на части авиатрассы, закрепленной за 1-й перегоночной авиадивизией ГВФ, потерпел катастрофу 81 самолет.

С июня 1944 года по март 1947 года Музурук вновь занимал пост заместителя Главсевморпути, являясь одновременно начальником Управления Полярной авиации. В 1946 году ему было присвоено звание генерал-майора авиации. С 1947 по 1949 год Илья Музурук занимал пост заместителя начальника Научно-исследовательского института Гражданского воздушного флота. С ноября 1949 года являлся начальником летной инспекции — заместителем начальника Управления Полярной авиации. Принимал участие в высокоширотной воздушной экспедиции «Север-5» (в 1950 году), а также эвакуации дрейфующей полярной станции «Северный полюс-2» (в 1951 году). С февраля 1953 года находился в запасе. В 1937-1950 годах являлся депутатом Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

Уйдя в запас, продолжил свою работу в Полярной авиации. Принял участие еще в 5 высокоширотных воздушных экспедициях с 1954 по 1961 год. С 1956 по 1957 годы занимал должность командира летного отряда морской части Второй комплексной Антарктической экспедиции. 18 марта 1957 года Илья Музурук на самолете Ан-2 впервые в мире совершил посадку на вершину айсберга в Антарктиде. Всего он выполнил 254 полета с посадками на дрейфующие льды.



Илья Мазурук жил и работал в Москве. Здесь он написал книги «Аэронавигация», «Над Арктикой и Антарктидой. Полярная авиация СССР». Скончался известный летчик 2 января 1989 года в возрасте 82 лет. Был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

За годы своей службы генерал-майор авиации (звание присвоено в 1946 году) Илья Павлович Мазурук был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многочисленными советскими медалями и иностранными наградами. Именем известного летчика были названы улицы в Бресте, Липецке и поселке Сеймчан (Магаданская область). Поселок в годы Второй мировой войны был частью Алсиба (воздушной трассы Аляска-Сибирь). В 2006 году в Белоруссии в память об Илье Павловиче Мазуруке был выпущен почтовый конверт с его изображением.

Dựa trên tài liệu từ các nguồn mở.
Các kênh tin tức của chúng tôi

Đăng ký và cập nhật những tin tức mới nhất và các sự kiện quan trọng nhất trong ngày.

4 bình luận
tin tức
Bạn đọc thân mến, để nhận xét về một ấn phẩm, bạn phải đăng nhập.
  1. +5
    Tháng Bảy 20 2016
    Человечище...Спасибо...
  2. +4
    Tháng Bảy 20 2016
    Trích dẫn từ parusnik
    Человечище...Спасибо...

    Tôi tham gia. hi
  3. +2
    Tháng Bảy 20 2016
    Времена были, когда было быть почётно военным, лётчиком, а не менагером, как сейчас. Спасибо за отличную статью.
  4. 0
    Tháng Tám 14 2016
    Người tuyệt vời!

"Right Sector" (bị cấm ở Nga), "Quân đội nổi dậy Ukraine" (UPA) (bị cấm ở Nga), ISIS (bị cấm ở Nga), "Jabhat Fatah al-Sham" trước đây là "Jabhat al-Nusra" (bị cấm ở Nga) , Taliban (bị cấm ở Nga), Al-Qaeda (bị cấm ở Nga), Tổ chức chống tham nhũng (bị cấm ở Nga), Trụ sở Navalny (bị cấm ở Nga), Facebook (bị cấm ở Nga), Instagram (bị cấm ở Nga), Meta (bị cấm ở Nga), Misanthropic Division (bị cấm ở Nga), Azov (bị cấm ở Nga), Muslim Brotherhood (bị cấm ở Nga), Aum Shinrikyo (bị cấm ở Nga), AUE (bị cấm ở Nga), UNA-UNSO (bị cấm ở Nga) Nga), Mejlis của người Tatar Crimea (bị cấm ở Nga), Quân đoàn “Tự do của Nga” (đội vũ trang, được công nhận là khủng bố ở Liên bang Nga và bị cấm)

“Các tổ chức phi lợi nhuận, hiệp hội công cộng chưa đăng ký hoặc cá nhân thực hiện chức năng của đại lý nước ngoài,” cũng như các cơ quan truyền thông thực hiện chức năng của đại lý nước ngoài: “Medusa”; “Tiếng nói của Mỹ”; "Thực tế"; "Hiện nay"; "Tự do vô tuyến"; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Tồi; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; "Con cú"; “Liên minh bác sĩ”; "RKK" "Trung tâm Levada"; "Đài kỷ niệm"; "Tiếng nói"; “Con người và pháp luật”; "Cơn mưa"; "Vùng truyền thông"; "Deutsche Welle"; QMS "Nút thắt da trắng"; "Người trong cuộc"; "Báo mới"