Làm thế nào một trò lừa bịp với xe tăng Ukraine "Nota" đang bị che đậy bởi sự phát triển của xe tăng Liên Xô "Boxer"

90

С удивлением прочитал на ВО статью «Объективные факторы против «Ноты». Неудача «Объекта 477А». Поражен домыслами, инсинуациями и безудержной фантазией автора.

Những thông tin đó đến từ đâu?



Оказывается, недавно в украинском интернет-издании Defense Express вышла пропагандистская статья о так называемом украинском xe tăng «Нота» (который никогда не существовал) и перспективах этой мифической машины. Об этом издании и кто за ним стоит – немного ниже.

А сейчас о проекте танка «Боксер», который (по этой статье) как бы стал прототипом танка «Нота».

Автор пишет, что к началу 90-х в Харькове создали несколько вариантов танка «Молот» (объект 477), после распада Советского Союза Россия и Украина договорились о продолжении этих работ (объект 477А), названного «Нотой», проектирование шло полным ходом, и в результате появился более совершенный объект 477А1. В работе как будто бы участвовали российские предприятия (!), заказчиком было якобы российское Минобороны (фантастика!) и финансировало их, но в начале 2000-х Россия отказалось от совместных работ и начала собственные разработки. В результате проведенных работ на Украине осталось шесть или семь образцов танка «Нота» и этим проектом даже заинтересовалась такая «танковая держава», как Саудовская Аравия. В итоге делается вывод, что разработка танка объект 477 ведется порядка 30–35 лет и не привела к желаемым результатам.

Честно говоря, такого бреда по теме, которой я отлично владею, давно не читал. Сразу подчеркну, что я с глубочайшим презрением отношусь к недоношенному государству Украина и ее возможностям что-то там путное создать, но, как говорится, истина дороже.

Прежде всего, необходимо разделять два момента, затронутых в статье: разработка в 80-е последнего советского танка нового поколении «Боксер» и рекламируемые работы уже на Украине по несуществующему танку «Нота».

Разработка танка «Боксер»


О разработке танка «Боксер» я уже подробно писал, в интернете даже моя книга по этой теме опубликована, но придется еще раз кратко напомнить, что же на самом деле происходило.

Как один из руководителей проекта танка «Боксер» я участвовал в нем с первого до последнего дня проведения этих работ и всей информацией по проекту танка, естественно, владел. Покинуть КБ мне пришлось в 1995 году, когда никаких шансов на его возрождение уже не существовало.

Câu chuyện танка началась в начале 80-х годов с проведения НИР «Бунтар» по поиску концепции танка следующего поколения. По результатам НИР в 1986 году была задана ОКР «Боксер», перед этим был проведен конкурс трех танковых КБ, свои проекты представили Харьковское, Ленинградское и Тагильское КБ. После рассмотрения проектов военные сделали следующее заключение: проекты Ленинградского и Тагильского КБ и близко не соответствуют предъявленным требованиям и отклоняются, им были заданы работы по ОКР «Совершенствование» – дальнейшее развитие серийных танков Т-80 и Т-72.

К разработке был принят харьковский проект «Боксер», и началась совместно со смежниками разработка его конструкции. В процессе работ было разработано и отмакетировано более десятка вариантов компоновки танка. В итоге было принята компоновка со 152-мм полувынесенной пушкой на крыше башни, так называемая лафетная установка пушки, классическим размещением экипажа, при этом командир и наводчик из соображений защищенности размещались в кабине башни и сидели на уровне корпуса танка, что потребовало большой перископичности прицельных комплексов.

Боекомплект был вынесен в бронированную капсулу между боевым отделением и МТО с возможностью заряжания пушки из этого отсека. Силовая установка строилась на базе модификации двигателя 6ТД-2 мощностью 1200 л. с. Изюминкой танка была танковая информационно-управляющая система, позволяющая вывести его на принципиально другой уровень управления и создать сетецентрический танк.

В соответствии с постановлением, в разработке танка участвовали десятки КБ, заводов и институтов по всей стране, это был плод труда тысяч инженеров в различных отраслях техники. Ленинградское и Тагильское КБ в работах по этой теме участия не принимали, им было поручено совершенствовать серийные танки, хотя их главные конструкторы участвовали во всех совещаниях в Харькове, Миноборонпрома и Минобороны и владели всей ситуаций с разработкой танка.

К концу 80-х было изготовлено два опытных образца танка и несколько ходовых макетов для отработки узлов и систем танка, и начались испытания образцов. В процессе испытаний, как обычно, выявилась масса технических проблем, они постепенно решались. При догрузке танка всеми заложенными в него узлами и системами выяснилось, что он вываливается далеко за 50 тонн, поскольку мощная защита и размещение 152-мм боеприпасов раздельного заряжания в бронированной капсуле слишком дорого обходились. К тому же резко усложнялся автомат заряжания при такой компоновке танка, а военные потребовали усиления могущества боеприпасов, что ограничивалось длиной отсека для их размещения.

К 1990 году компоновка танка претерпела кардинальные изменения, бронированную капсулу ликвидировали. Длину корпуса сократили и перешли на унитарные боеприпасы с размещением их в двух барабанах в корпусе танка и расходного барабана в башне. С целью сокращения веса в бронезащиту и ходовую ввели титановые элементы и детали. Этот вариант танка получил индекс 477А, а позже он был переименован в «Молот», поскольку у одного смежника пропал секретный документ, а режим секретности разработки был очень высокий.

Еще до завершения испытаний образцов танка в 1989 году было предписано начать подготовку производства установочной партии танков. Все настаивали на скорейшем завершении испытаний танка и запуска его в серийное производство, заложенные характеристики удовлетворяли военных.

По разработанной документации танка 477А изготовить образцы не успели, Союз развалился, автомат заряжания барабанного типа, картинки которого все сейчас стараются нарисовать, до танка не дошел, он только был успешно отработан на стендах. Работу официально никто не закрывал, она сама тихо скончалась по прозаической причине.

Проводить самостоятельно работы по этому танку Украина не могла, поскольку почти вся начинка разрабатывалась и изготавливалась в России: пушка – в Перми, пулеметы – в Ижевске, структура бронирования – в Москве, прицельные комплексы с лазерными и теплотелевизионными каналами – в Красногорске и Новосибирске, стабилизатор вооружения – в Коврове, средства связи – в Рязани, ракетное вооружение – в Москве и Туле, аппаратура спутниковой навигации – в Ленинграде, вычислительный комплекс – в Москве, система управления силовой установкой – в Челябинске, система госопознования – в Казани и т.д.

Жалкие потуги возродить все это на Украине, естественно, ни к чему не привели, к тому же это нищее государство не в состоянии было финансировать такую затратную разработку, и к 1993 году о ней уже старались не вспоминать.

Так закончилась эпопея с танком «Боксер/Молот» (объекты 477 и 477А). И не потому, что он никуда не годился, просто исчезла страна, которая его заказывала, а осколкам страны он был не нужен.

Миф о перспективном танке «Нота»


Теперь относительно разработки перспективного танка «Нота» на Украине и еще более дикой версии о совместной российско-украинской разработке этого танка.

Прежде, чем писать об этом, надо четко представлять, что из себя представляли отношения России и Украины с начала 90-х. После развала Союза Украина сразу же заявила о подчинении себе всех армейских группировок на своей территории, требовала принятия присяги от всех офицеров (меня постоянно терроризировали с вызовами в военкомат по этому поводу) и подчинения себе всего Черноморского hạm đội, закрыла доступ к разработкам военной техники на своей территории и всем доказывала, что она великая военная держава и сама в состоянии производить вооружение.

Ни о каких переговорах о совместной разработке танка «Боксер» не могло быть и речи, их никто и не начинал, через меня проходила почти вся информация по этому танку, и я знал состояние дел по этой работе.

По команде Киева были свернуты все контакты с Москвой и поступил запрет на передачу документации и любой информации по этому танку.

В это время Украина предпринимала титанические усилия, кому бы продать самый совершенный советский танк Т-80УД, принятый на вооружение в 1984 году, а в 1995–1998 годах завод и КБ реализовывали так называемый пакистанский контракт по поставке 320 танков Т-80УД, и никому не было дела до перспективного танка.

После успешной реализации контракта на Украине появился азарт создать свой танк и, по всей видимости, тогда появилась идея возродить советскую разработку танка «Боксер», присвоив ему новое имя «Нота» и другой индекс «объект 477А1».

Этому недоношенному государству очень хотелось показать свою значимость и величие. Советскую разработку, которую вела масса организаций по всей стране, начали выдавать за новую «украинскую», демонстрируя, что Украина способна не только изготавливать серийные, но и разрабатывать перспективные танки.

Обращаю внимание, что ни руководство, ни сотрудники ХКБМ не опускаются до рекламирования этой работы, поскольку любому грамотному специалисту понятно, что это чистейшей воды блеф.

Мощную рекламу несуществующему танку «Нота» раскручивает некто Сергей Згурец, это безграмотное чмо, мало что понимающее в технике и тем более в танках. Этот записной укропропагандист, представляющий себя «военным экспертом», взращенный на западных грантах и создавший на американские деньги информационно-консалтинговую компанию Defense Express, отрабатывает заказ на рекламировании несуществующего «мощного» украинского военно-промышленного комплекса. Одной из его задач является и продвижение «украинского танкостроения». За неимением лучшего он и продвигает миф о танке «Нота».

В одной из публикаций на этом ресурсе даже меня записали в «украинские танкостроители», сославшись на мою книгу о разработке танка «Боксер». Этот «информационный укрогений» в свое время запустил информацию, что опытный образец танка «Нота» (а фактически один из образцов танка «Боксер») пройдет на параде в Киеве в 2017 году, но в среде украинских долбодятлов не нашлось готовых пойти на такую дешевую провокацию.

Если в российской экспертной среде о «мощи» украинского ВПК будут судить по «писулькам» этого знатока, то можно прийти к далеко идущим выводам. Все-таки надо внимательней смотреть, кто это пишет и с какой целью.

Возвращаясь к упомянутой статье, следует отметить, что негоже российским экспертам, пользуясь дичайшей некомпетентностью укропропагандистов, из конъюнктурных соображений наводить как тень на плетень на советские разработки, сделавшие советское танкостроение одним из лучших в мире. Такие действия никогда и никому не делали чести.

Относительно мифа о танке «Нота» можно сказать, что такая работа, возможно, была и открыта, но без кооперации смежников танк создать невозможно. Один из участников этих работ в интернете описывал, как рисовали картинки танка без серьезной проработки конструкции узлов и систем и без привлечения к работам смежников, поскольку их просто не существовало. Естественно, никаких макетных и тем более опытных образцов не изготавливалось, и к тому же смешно говорить о каких-то испытаниях или сравнительных характеристиках.

Танка «Нота» никогда не существовало.

Это домыслы укропропагандиста Згурца, пытавшегося представить задел по танку «Боксер» украинской разработкой перспективного танка.

Продолжение эпопеи перспективного танка


У современной Украины никогда не было украинского танкостроения. Была всего лишь попытка создать его на базе советского задела, которая закончилась полным провалом.

На ее территории исторически находилось Харьковское КБ, разрабатывавшее с 20-х годов при участии предприятий со всей страны советские танки. И такие шедевры, как Т-34 и Т-64, вышли из его стен, как бы ни пытались сейчас это забыть и исказить.

Конечно, в Ленинграде и Тагиле хотят забыть как страшный сон, что так называемые «принципиально новые» танки Т-72 и Т-80 появились, как попытка усовершенствовать Т-64, и что до сих пор концепция этого танка в них заложена. Уже подробно описано, как рождались эти танки и как пробивали им дорогу, в том числе и подделывая государственные документы (читайте воспоминания Костенко).

В 80-е эти два КБ вновь проиграли Харькову в конкурсе на разработку перспективного танка, довести его не удалось, не потому, что он был плох, наоборот – все требовали скорейшего завершения его разработки. Вопрос о неудачной концепции танка или о прекращении работ никогда и никем не поднимался. Разработка танка пришлась на время «перестройки», с ее полной деградацией и безответственностью, приведших к развалу страны. «Закончились времена сталинских наркомов», коснулось это и военно-промышленного комплекса. Этот танк оказался просто никому не нужен.

В 90-е концепцию танка «Боксер» попытались повторить в Тагиле (объект 195), и сделать это было не сложно, так как все смежники оставались в России, и созданный задел можно было использовать и развивать дальше. В этом проекте были использованы многие идеи с танка «Боксер» – 152-мм полувынесенная пушка, прицельные комплексы, ТИУС и ряд других систем танка, разрабатываемых российскими предприятиями. Отличие было в необитаемой башне и размещении экипажа в бронированной капсуле в корпусе танка.

По разным причинам этот проект не пошел, в 2009 году от него отказались, и был запущен проект «Армата», который пока так и не дошел до армии.

Họ đã cố gắng tạo ra một loại xe tăng thế hệ mới đầy hứa hẹn trong 40 năm nay nhưng nó vẫn chưa tồn tại.

Vào thời Xô Viết và Nga, các phòng thiết kế khác nhau đã nghiên cứu vấn đề này, sử dụng nguồn dự trữ dồi dào của Liên Xô trong việc chế tạo xe tăng; đất nước này đã mất đi hai phòng thiết kế. Kharkovskoe cuối cùng đã đến Ukraine và đang dần chết vì không có cơ hội hoạt động trọn vẹn, Leningradskoe chỉ đơn giản là bị phá hủy, bóp nghẹt đối thủ cạnh tranh vì Cục Thiết kế Tagil còn lại.

Việc chế tạo xe tăng của Nga đã thua cuộc và đang đánh dấu thời gian. Không phải vô cớ mà sau chiến tranh, Stalin đã để lại ba văn phòng thiết kế cạnh tranh bảo vệ các ý tưởng phát triển xe tăng của họ, điều này cho phép quân đội lựa chọn những gì tốt nhất trong số đó. Bây giờ đây không phải là trường hợp. Dù điều này là tốt hay xấu, thời gian sẽ trả lời và mọi thứ sẽ vào đúng vị trí của nó.
Các kênh tin tức của chúng tôi

Đăng ký và cập nhật những tin tức mới nhất và các sự kiện quan trọng nhất trong ngày.

90 bình luận
tin tức
Bạn đọc thân mến, để nhận xét về một ấn phẩm, bạn phải đăng nhập.
  1. +14
    Tháng Bảy 6 2021
    Не просто так Сталин после войны оставил три конкурирующих КБ, отстаивающих свои концепции развития танков, что позволяло военным выбирать лучшие из них. Сейчас этого нет. Хорошо это или плохо
    Это было затратно, но вполне эффективно, а с учётом того что танки разрабатывались для ОВД минимум, но скорее всего для трети - двух третей мира, то и затратность уже не выглядит большой.
    1. +9
      Tháng Bảy 6 2021
      Ловкость рук и никакого мошенничства!Украина, это же шапито:промышленности уже нет, но танк есть-это как кролик из шляпы у престидижитатора! Фокусник в шоколаде, лохи аплодируют стоя! cười
  2. +9
    Tháng Bảy 6 2021
    Разве харьковчане не являлись "фаворитами" при Хрущёве?
    И денег они на разработку "суперпупер революционного" Т-64 истратили ой, как много.
    Но оказалось, что нужны танки "дублёры". По причине не возможности производства "харьковского чуда" на всех танкостроительных заводах СССР.
    Если я в чём-то ошибаюсь - поправте. hi
  3. Alf
    +22
    Tháng Bảy 6 2021
    в Ленинграде и Тагиле хотят забыть как страшный сон, что так называемые «принципиально новые» танки Т-72 и Т-80 появились, как попытка усовершенствовать Т-64

    Не усовершенствовать, а довести его до нормально рабочего состояния.
    Господин Апухтин, никто и никогда не называл Т-72 принципиально новым.
    Т-72 запустили в серию по одной простой причине-после принятия на вооружения Т-64 из армии пошел такой вал рекламаций, что проще оказалось создать новый танк, проще, дешевле и надежнее.
    1. +6
      Tháng Bảy 6 2021
      Альф -так ведь проблемы в основном решили, в течении почти 10 лет. Т64 пошел в войска, а заодно и начали создание Т72, "Объект Урал " , насколько я помню из документации. ..
      1. Alf
        +8
        Tháng Bảy 6 2021
        Trích dẫn: Thrifty
        так ведь проблемы в основном решили, в течении почти 10 лет.

        Ничего себе, в течении 10 лет. Танк, созданный как основа БТ войск, доводился до ума 10 лет...
        1. +3
          Tháng Bảy 6 2021
          Альф, вы знаете, вообще хотели его "закрыть " , но танк оказался по своему революционным, дали команду любыми способами и средствами довести до ума, и побыстрее. Только , решали одну проблему, на выходе получали еще две! Поэтому, так долго и доводили до ума. ..
          1. Alf
            +5
            Tháng Bảy 6 2021
            Trích dẫn: Thrifty
            Альф, вы знаете, вообще хотели его "закрыть " , но танк оказался по своему революционным, дали команду любыми способами и средствами довести до ума, и побыстрее. Только , решали одну проблему, на выходе получали еще две! Поэтому, так долго и доводили до ума. ..

            Да в курсе я, в курсе. Но, не дай бог, воевать-то на чем, на танке с кучей проблем ? И этим пан апухтин хвалится ?
          2. +2
            Tháng Bảy 6 2021
            И во сколько миллионов советских рублей обошлась стране эта танковая "революция"?
            Делали один танк для всей страны, а вышло так, что приняли 3 танка с от разных производителей.
            Или они по одиночке армию не устраивали?
          3. 0
            Tháng Bảy 14 2021
            Так вот, доведенный до ума Т-64, избавленный от врожденных непреодоленных до сих пор пороков и были Т-72 и Т-80.Ни один Т-64 при СССР не пошел на экспорт, зато странам Варшавского договора ( ЧССР, СФРЮ и Польше) отдали лицензию на производство Т-72.
    2. +4
      Tháng Bảy 7 2021
      Trích dẫn: Alf
      Т-72 запустили в серию по одной простой причине-после принятия на вооружения Т-64 из армии пошел такой вал рекламаций, что проще оказалось создать новый танк, проще, дешевле и надежнее.

      Т-72 запустили в серию по одной простой причине - Тагил не смог в упрощённый Т-64.
      Т-64 был слишком дорого для того, чтобы перевооружить им всю армию. Поэтому решили сделать его упрощённую версию для второго эшелона и зауралья. Выпуск этой версии поручили Тагилу... а тот в ответ выкатил свой Т-72 (очередной "танк под конкретный завод"). А параллельно озвучил цифры по модернизации производства для выпуска даже упрощённого Т-64 - половина стоимости завода и 2-3 года простоя.
    3. +5
      Tháng Bảy 7 2021
      Т-72 появился не как усовершенствованная копия Т-64А, а как упрощённый, дешёвый клон, и избавление от рекламаций. Заменили двигатель, ходовую, механизм заряжания. Убрали "излишество", электропривод зенитного пулемёта, может и ещё что-то.
      1. Alf
        +2
        Tháng Bảy 8 2021
        Trích: SKVichyakow
        Т-72 появился не как усовершенствованная копия Т-64А, а как упрощённый, дешёвый клон, и избавление от рекламаций. Заменили двигатель, ходовую, механизм заряжания. Убрали "излишество", электропривод зенитного пулемёта, может и ещё что-то.

        И получился отличный танк.
  4. -7
    Tháng Bảy 6 2021
    В общем, всепонятно. Как только господина Апухтина ушли с работы , танкостроение на постсоветском пространстве замерло.
    Более того, автор убедительно показал, что в России его и не было, оказывается, так, переделывали, как могли , Т-64, и все.
    Автор теперь раскрыл всем глаза и поставил всех на место mỉm cười
    1. +2
      Tháng Bảy 7 2021
      Вообще то автор писал, что ушёл из танкостроения, поскольку оно в Украине умерло. Причём тут Россия?
      1. -2
        Tháng Bảy 7 2021
        а где теперь живёт автор?
        1. +4
          Tháng Bảy 7 2021
          Где теперь живёт не знаю, но в СССР и 90-х судя по рассказу жил и работал в Харькове.
          1. -7
            Tháng Bảy 7 2021
            судя по написанному - точно не на украине , если он ТАКОЙ специалист почему живет не в Нижнем Тагиле , например . Вот интересно было бы узнать.
            1. Alf
              +1
              Tháng Bảy 7 2021
              Trích từ datura23
              если он ТАКОЙ специалист почему живет не в Нижнем Тагиле ,

              Интриги недоброжелателей... cười
            2. +3
              Tháng Bảy 8 2021
              если он ТАКОЙ специалист почему живет не в Нижнем Тагиле , например .
              Может он просто давно на пенсии?
              1. Alf
                +1
                Tháng Bảy 8 2021
                Trích dẫn từ abracadabre
                если он ТАКОЙ специалист почему живет не в Нижнем Тагиле , например .
                Может он просто давно на пенсии?

                Потому, что он "такой" специалист...
          2. +1
            Tháng Bảy 14 2021
            "Где теперь живёт не знаю, но в СССР и 90-х судя по рассказу жил и работал в Харькове."
            Но все равно нужно отдать ему должное за то, что он признал: "Проводить самостоятельно работы по этому танку Украина не могла, поскольку почти вся начинка разрабатывалась и изготавливалась в России: пушка – в Перми, пулеметы – в Ижевске, структура бронирования – в Москве, прицельные комплексы с лазерными и теплотелевизионными каналами – в Красногорске и Новосибирске, стабилизатор вооружения – в Коврове, средства связи – в Рязани, ракетное вооружение – в Москве и Туле, аппаратура спутниковой навигации – в Ленинграде, вычислительный комплекс – в Москве, система управления силовой установкой – в Челябинске, система госопознования – в Казани и т.д."
  5. +7
    Tháng Bảy 6 2021
    ЛЮБОЙ(политический,технический) "\Монополизм ведет к загниванию".
  6. +7
    Tháng Bảy 6 2021
    Может быть, и несколько грубовато, но зато честно и объективно! Жаль только что Т95 не пошел в серию, ограничились тремя машинами предсерийными машинами, сейчас он бы был дешевле пресловутого Т14, который никак не могут родить в нашем ВПК. ...
  7. -16
    Tháng Bảy 6 2021
    Уважаемый автор, всю вашу риторику можно заменить одной картинкой:
  8. +17
    Tháng Bảy 6 2021
    Bài báo hay. Cảm ơn bạn.
  9. +12
    Tháng Bảy 6 2021
    Ничего не могу сказать автору кроме, браво. Честная статья, честного инженера.
  10. +12
    Tháng Bảy 6 2021
    Автору - поклон и глубочайшее уважение.
    Я в ВТКУ только поступил, а он уже машины нового поколения делал
  11. +14
    Tháng Bảy 6 2021
    Харьковский завод и его КБ традиционно ориентировалось на новые разработки опытных образцов средних танков, Ленинград Кировский завод новые разработки тяжёлых танков, Тагильский завод и его КБ серийное производство и модернизация танков в ходе производства. Но и конкуренцию никто не отменял. Всё это делало СССР флагманом мирового танкостроения на долгие годы.
    1. +20
      Tháng Bảy 6 2021
      Как военнослужащий, эксплуатировавший Т-64А,Б; Т-72; Т-80 в разных климатических условиях бывшей необъятной Родины(давненько правда) могу оценить объекты как автомобили:
      - восьмидесятка это Мерседес,
      - семьдесятдвойка Тойота, а
      - шестьдесятчетверка Бэшка Рендровер.
      Кто их ремонтировал или обслуживал в поле тот поймёт. А статья хорошая, правильно хоть и эмоционально автор описывает ситуацию в цегабонии. Сам туда на Малышева шестьдесятчетвёртые в начале девяностых возил и разговоры про вторую Францию слышал и про то кто кого кормит(кормил) и т.д и т.п.
  12. +12
    Tháng Bảy 6 2021
    Будто секретный цех. Ворота настежь, как на дорогу, так и в смежный цех. Стоят два мужика, всего, в остальном цех пустой и дорогое оборудование. Один говорит другому - так будем резать или пошло оно? К чёрту резать, ведь не заплатят, а потом сделают виновными, что мы запороли. Идём пить пиво и ушли. На столе бумага с чертежами номер заказа и нет визы для разрешения. Через месяц приезжаем, хотели что-то заказать у завода для станка, некоторые фрезы для изготовления шестерёнок. Ворота раскрыты в тот цех и половина станков отсутствуют. Интересно так. Спросили у Александра что случилось? Ты смотри на наш цех, половина убрали и куда-то увезли. Заходите в инструменталку, какие фрезы вам нужны. Достал с запасом. Мы привезли им три трёхлитровых банки пива и дали сотню. Спасибо, для обеда пригодится. Через полгода даже ворот не осталось и заборов тоже, разворовали. Три завода за полгода пустили к чёрту. Это на Украине.
    1. 0
      Tháng Bảy 8 2021
      Что Украина, тогда весь Союз такой был! Казахстан, Семипалатинск, Кабельный Завод: вначале продали весь цвет.мет, потом разрезали станки и продали как металлолом в Китай, а сейчас покупают кабеля для сетей в том же Китае...
  13. +9
    Tháng Bảy 6 2021
    Спасибо Юрий, прекрасный обзор. Пишите побольше, когда пишет специалист приятно читать, а когда журналист-эксперт, просто противно.
  14. +6
    Tháng Bảy 6 2021
    Спасибо автору за статью, есть спорные моменты на эмоциях, но без них был бы сухой обзор фактов
  15. +1
    Tháng Bảy 6 2021
    Ну несколько эмоционально, но нет той воды, что была в той статье... поэтому эмоции вполне понятны
    За информацию от того, кто в теме было очень интересно почитать. Спасибо! hi
  16. +11
    Tháng Bảy 6 2021
    А что же никто и не вспомнит об Омском КБ транспортного машиностроения и его "нашумевшем " проекте...он же "Объект 640"... он же Т-80УМ2 "Чёрный орёл" или "просто"..."Чёрный орёл"... ?
    1. +6
      Tháng Bảy 6 2021
      Это была их лебединая песня!
      Но Тагил их ращработку зарубил, не создав ничего внятного.
      Для понимания эпика достаточно посмотреть на время появления орла и Арматы в метале!
      1. +5
        Tháng Bảy 6 2021
        Trích dẫn từ dgonni
        Но Тагил их ращработку зарубил, не создав ничего внятного.

        Не Тагил, а военные - у Тапгила был уже готов проект продвинутой машины, у омичей - только макет и большие планы на разработку. Военные выбрали Тагил.
        Trích dẫn từ dgonni
        Для понимания эпика достаточно посмотреть на время появления орла и Арматы в метале!

        Объект 640 - это не металл де факто - там внутри ничего нет, ни приборов, ни нового механизма заряжания. Просто демонстратор внешнего вида перспективной машины с возможностью двигаться. Увы, этот проект так и не родился даже((((
        1. 0
          Tháng Bảy 17 2021
          Trích dẫn từ Albert1988
          Trích dẫn từ dgonni
          Но Тагил их ращработку зарубил, не создав ничего внятного.

          Не Тагил, а военные - у Тапгила был уже готов проект продвинутой машины, у омичей - только макет и большие планы на разработку. Военные выбрали Тагил.
          Trích dẫn từ dgonni
          Для понимания эпика достаточно посмотреть на время появления орла и Арматы в метале!

          Объект 640 - это не металл де факто - там внутри ничего нет, ни приборов, ни нового механизма заряжания. Просто демонстратор внешнего вида перспективной машины с возможностью двигаться. Увы, этот проект так и не родился даже((((

          Вы ведь в курсе что этот проект был дезинформацией, пустышкой намеренно? В то время уже был 195-й, надо было отвлечь от него внимание. То что этот проект никак дальше не пошел лишь подтверждает то что это пустышка
      2. Heo
        +3
        Tháng Bảy 6 2021
        Trích dẫn từ dgonni
        Для понимания эпика достаточно посмотреть на время появления орла и Арматы в метале!

        Так в Тагиле в это время шли работы над Объектом 195.
        1. +5
          Tháng Bảy 7 2021
          Trích dẫn từ heo
          Так в Тагиле в это время шли работы над Объектом 195.

          Причем технически 195-й был в намного более готом состоянии, чем 640-й...
  17. -8
    Tháng Bảy 6 2021
    некто Сергей Згурец, это безграмотное

    о в среде украинских идиотов

    Этому недоношенному государству

    Это вообще что? Жаль, что минусы отменили. И позор, то модераторы статьи такого "уровня" выкладывают на главную
    1. -9
      Tháng Bảy 6 2021
      У Апухтина это не первый раз, когда вроде пишет о технике, но не преминет вывалить на всеобщее обозрение свою бестактность и невоспитанность. Ненавидишь Украину - так ненавидь себе на кухне в тряпочку. К чему эти оскорбления в научно-популярной статье?
      1. +3
        Tháng Bảy 6 2021
        Trích dẫn: Torvlobnor IV
        У Апухтина это не первый раз, когда вроде пишет о технике, но не преминет вывалить на всеобщее обозрение свою бестактность и невоспитанность. Ненавидишь Украину - так ненавидь себе на кухне в тряпочку. К чему эти оскорбления в научно-популярной статье?

        У человека, видимо, слишком много эмоций по этому поводу. Если я не ошибаюсь, он даже в тюрьме отсидел в постмайданной Украине! С одной стороны человек имеет право, но с другой в серьезной статье это режет глаз, и до кучи мешает Апухтину в некоторых моментах быть объективным. К примеру, разработка Объекта 195 началась не в 90-е, а в 1988 году по программе Совершенствование-88, и этой программе еще при живом СССР был отдан приоритет относительно сильно забуксовавшей разработки "молот" в Харькове. Ну и по поводу Т-80 и Т-72 он тоже явно на эмоциях - революционный Т-64 был таким сырым и проблемным, что ленинградцы и тагильцы просто сделали его более вменяемые версии, устранив по сути оперативно все косяки харьковчан с некоторым количеством своих доработок.
        1. +8
          Tháng Bảy 7 2021
          Trích dẫn từ Albert1988
          ... революционный Т-64 был таким сырым и проблемным,

          Т-64 революционным можно назвать, если его рассматривать как развитие среднего танка. Но я встречал мнение, что если на него смотреть как на облегчённый тяжёлый, то революционного в нём мало. Почему облегчённого тяжёлого ? Один из признаков, облегчённая ходовая, которая свойственна именно тяжёлым танкам, где вес перераспределён в сторону бронезащиты за счёт ходовой. АЗ на тяжёлых, вроде бы не стояли, а вот полуавтомат, где заряжающий сбрасывал снаряд и заряд на конвейер из которого досылатель загружал всё это в орудие, стояло у нас ещё на ИС-7.
          Папа Т-72 (Объект -167) был готов к производству в 1961году, АЗ - в 1963году (в 1965 был доработан), но на вооружение был принят не он, а Т-62 (Объект-166), как промежуточный вариант, пока доводится до ума Т-64. Когда постановлением обязали все три завода выпускать Т-64, танк устраивал только Харьковчан. Тагильцы, прогнав по своим полигонам Т-64 на выходе получили трещины в днище (кто не в курсе, у Т-64 короткие торсионы крепятся через проушины в центральной части днища, вокруг этого крипежа и пошли трещины). Поэтому тагильцы поменяли ходовую на свою, с объекта 167, у которой таких проблем небыло. С двигателем понятно: выпускался только на одном производстве, и количество выпущенных хватало только на потребности Харьковчан. Поставили свой. Питерцы как только поставили на Т-64 свой движок, сразу стало ясно, что ходовая его не тянет - поменяли ходовую на свою. Вобщем, от Т-64 на танках других заводов остался разве что корпус, косяк которого стал свойственен всем Т-64-72-80-90 - это ослабленная зона в районе смотровых приборов механика-водителя (так называемое «декольте»).
          Вобщем, если бы не политическое решение с принятием Т-64 на вооружение, были бы приняты другие танки, совсем не хуже, а возможно и лучше, чем этот "революционный".
          1. +3
            Tháng Bảy 7 2021
            Trích dẫn từ: Bad_gr
            Т-64 революционным можно назвать, если его рассматривать как развитие среднего танка. Но я встречал мнение...

            В целом это правильное мнение. Уточню только, что когда о Т-64 говорят "революционный", то понимать надо не революционность технических решений, сколько революционность реализованной концепции - это первый полноценный ОБТ (был еще !центурион", но он ОБТ скорее по функциям, чем по ТТХ), то есть мобильность как у среднего, а защита и огневая мощь как у тяжелого. А то, что там была масса косяков - как раз есть следствие этой самое революционности, когда принципиально новую концепцию стали реализовывать с применением кучи очень спорных и непроработанных технических решений. По сути Т-64 вообще не надо было выпускать - нужны были только его "переработанные версии" от ленинградцев и тагильцев.
      2. 0
        Tháng Bảy 8 2021
        Так автора в УА на парашу посадили. Поетому его виражениа понимаю и прошчу.
    2. +5
      Tháng Bảy 7 2021
      Андрей, хоть слово неправды в приведённых вами цитатах автора есть?
      1. -10
        Tháng Bảy 7 2021
        Trích dẫn từ snerg7520
        Андрей, хоть слово неправды в приведённых вами цитатах автора есть?

        Если Вы не понимаете, что называя Украину "недоношенным государством" и т.д. Вы ставите себя на уровень кричащих "кто не скачет, тот москаль" - мне жаль Вас.
        1. +2
          Tháng Bảy 10 2021
          Андрей, пожалейте лучше украинцев, тем более "нормальные украинцы" согласны со мной, цитирую одного из них - "Вы не смотрите, что Украина фашистско-бандеровская страна людоедов, там есть и нормальные люди..."!
      2. +5
        Tháng Bảy 7 2021
        Trích dẫn từ snerg7520
        Андрей, хоть слово неправды в приведённых вами цитатах автора есть?

        Все правда, но только вот такие выражения, да еще и в устах главного конструктора целого завода и кандидата технических наук, уместны только в общении с весьма близкими знакомыми, которым не стыдно высказать наболевшее. Ну или в статье, где автор высказывает свое отношение к происходящему в стране 404. А вот в серьезной технической статье это режет глаз и отвлекает сильно от основной темы. Так как-то... yêu cầu
  18. +4
    Tháng Bảy 6 2021
    Мда уж...автор высказался в бровь ,не стесняясь!Могу понять человека,который вхож в ситуацию! hi
  19. +5
    Tháng Bảy 6 2021
    Про безбашенный танк еще в 84 году слышал от заводчан из Ленинграда,которые у нас в части модернизировали т-80Б. И мы верили,что-вот-вот,и появятся они при нашей жизни. Танки в СССР проектировались и доводились в течении ,5-10 лет максимум Потому как они были стране нужны и никто не отлынивал-Армату еще лет 10 будут мурыжить. Ибо не нужна она-разве что шейхов по пустыне катать! Да и в танкисты теперь не модно идти-разве что в WOT, ибо служба реально грязная,хлопотная и опасная. .
    1. 0
      Tháng Bảy 6 2021
      Trích dẫn: 113262a
      Армату еще лет 10 будут мурыжить

      И Именно поэтому со следующего года - серийное производство?
      Trích dẫn: 113262a
      Ибо не нужна она-разве что шейхов по пустыне катать! Да и в танкисты теперь не модно идти-разве что в WOT, ибо служба реально грязная,хлопотная и опасная. .

      И именно поэтому - от ненужности арматы во все наши танковые училища срочно доставили тренажеры для обучения на эту самую армату экипажей?
      1. Alf
        +1
        Tháng Bảy 7 2021
        Trích dẫn từ Albert1988
        И Именно поэтому со следующего года - серийное производство?

        Было сказано, что в 22-м году только закончатся испытания. А позже начнется производство. Но вот когда это "позже" не сказано. А если учесть традицию сдвигов сроков вправо в современной России...
        1. 0
          Tháng Bảy 7 2021
          Trích dẫn: Alf
          Было сказано, что в 22-м году только закончатся испытания. А позже начнется производство. Но вот когда это "позже" не сказано. А если учесть традицию сдвигов сроков вправо в современной России...

          Все верно, но есть несколько обнадеживающих моментов. Во первых - уже есть официальный заказ МО на серию из 138 машин. Так что вполне можно предполагать, что как только, так сразу. Во вторых - танковые училища срочно начинают подготовку экипажей на эти самые арматы, что еще раз демонстрирует, что к принятию в войсках готовятся))))
          1. Alf
            0
            Tháng Bảy 7 2021
            Trích dẫn từ Albert1988
            Во первых - уже есть официальный заказ МО на серию из 138 машин.

            С какого числа-месяца ?
            1. 0
              Tháng Bảy 7 2021
              Trích dẫn: Alf
              С какого числа-месяца ?

              Еще с прошлого года. Можете поискать инфу - тиражировалась весьма прилично. МО подробно обсудило первый заказ - 80 танков - Т-14, 30 ТБМП - Т-15 (правда не известно, с каким модулем - "эпоха" 30 мм или "кинжал" 57мм), и 18 машин БРЭМ - Т-16. Предположительно три батальонных комплекта отдадут таманцам.
              1. Alf
                0
                Tháng Bảy 7 2021
                Trích dẫn từ Albert1988
                Еще с прошлого года

                Вы либо не понимаете то, что я говорю, либо прикидываетесь.
                Я задал четкий вопрос-КОГДА начнется серийное производство Т-14 ?
                Ответьте одним из трех вариантов:
                1. Не знаю. Тогда дальше толочь воду в ступе не считаю нужным.
                2. Вы называете дату. Лучший вариант.
                3. Фразу "сами ищите в сети" говорил только небезизвестный Зевс-Карбайн. Не позорьтесь, не давайте повода Вас с ним сровнять.
                1. +1
                  Tháng Bảy 7 2021
                  Trích dẫn: Alf
                  Вы либо не понимаете то, что я говорю, либо прикидываетесь.
                  Я задал четкий вопрос-КОГДА начнется серийное производство Т-14 ?

                  Уважаемый, вы определитесь, что вы спрашиваете. Если вы спрашиваете , когда начнется серийное производство - то дата только предположительная - с 22-го года, и точную вам вряд ли кто-то назовет. Это не самая открытая инфа. Если вы спрашиваете, когда вылезла инфа, что МО запланировало первую партию армат - то в прошлом году. Сейчас у меня нет этих ссылок, искать нет ни сил не возможности, эта инфа достаточно циркулировала по сети, чтобы интересующийся мог ее легко найти.
                  1. Alf
                    0
                    Tháng Bảy 7 2021
                    Trích dẫn từ Albert1988
                    Trích dẫn: Alf
                    Вы либо не понимаете то, что я говорю, либо прикидываетесь.
                    Я задал четкий вопрос-КОГДА начнется серийное производство Т-14 ?

                    Уважаемый, вы определитесь, что вы спрашиваете. Если вы спрашиваете , когда начнется серийное производство - то дата только предположительная - с 22-го года, и точную вам вряд ли кто-то назовет. Это не самая открытая инфа. Если вы спрашиваете, когда вылезла инфа, что МО запланировало первую партию армат - то в прошлом году. Сейчас у меня нет этих ссылок, искать нет ни сил не возможности, эта инфа достаточно циркулировала по сети, чтобы интересующийся мог ее легко найти.

                    Короче, ясно-сказать нечего. Нагоняется словесный туман. Карбайн радуется...
                    1. 0
                      Tháng Bảy 7 2021
                      Trích dẫn: Alf
                      Короче, ясно-сказать нечего. Нагоняется словесный туман. Карбайн радуется...

                      Вам, уважаемый, сказать есть намного меньше, чем мне в этом вопросе, и еще надо формулировать свои мысли четко и ясно. И Карбайн тут вообще ни при чем - с Карбайном я воевал в свое время н сотни комментов.
                      По существу вашего вопроса - вам лично никто и никогда не скажет точной даты, потому, что точную инфу, связанную с оружием, в сети можно найти только если она касается "тигров и 34-к", по современному оружию - нет. Ибо публикуемая инфа всегда содержит искажения, а некоторые аспекты, в том числе точные даты начала производства чего-то или точное количество вообще очень редко разглашаются.
      2. +3
        Tháng Bảy 7 2021
        Откуда инфа? Пор крайней мере,в учебке в Елани ни в одном танковом полку этих тренажеров не видели. Про Чебаркуль не скажу-инфы нет. А про запуск в серию-по работе слышу эту байку с 14 года. Вот-вот,там уже все готово. И так восьмой год... И самое главное-при переносен сроков вправо-всегда ооооочень правильные отмазки.
        1. 0
          Tháng Bảy 7 2021
          Trích dẫn: 113262a
          Откуда инфа? Пор крайней мере,в учебке в Елани ни в одном танковом полку этих тренажеров не видели. Про Чебаркуль не скажу-инфы нет.

          Инфу можете легко найти на том же ВО - не так давно публиковали. Плюс статья недавняя на ВО:
          https://topwar.ru/184473-v-seti-pojavilos-video-ispytanij-rossijskogo-kompleksa-aktivnoj-zaschity-dlja-bronetehniki.html
          В видео в конце показали эти тренажеры.

          Вообще интересно - народ активно комментирует тему, на за развитием темы - вообще не следит. Хотя на ВО все публикуется...
          1. +5
            Tháng Bảy 7 2021
            В учебки тренажеры всегда заходили вместе с техникой. Так было с т-80,с самого их появления. По-первой-в военных городках в общагах сидели заводчане-испытатели из Омска и Ленинграда, Укомплектована техникой и тренажерами была даже Академия БТВ.Почему с Арматой-по-другому? Хотя-сейчас эти конторы-производители-не одно и то же! Их-тренажеры-не УВЗ делает.
            1. +1
              Tháng Bảy 7 2021
              Trích dẫn: 113262a
              Хотя-сейчас эти конторы-производители-не одно и то же! Их-тренажеры-не УВЗ делает.

              Возможно по этой причине, а может быть сами тренажеры отдельно нужно отработать. тут я вам ничего, увы, сказать не могу - я этими работами не руковожу yêu cầu
              1. +3
                Tháng Bảy 7 2021
                Делать тренажеры до появления окончательного варианта машины-тупо и деньги на ветер! Яркий ппример- перые серии т-80Б и серийные войсковые. Различие в компоновке органов управления-небо и земля! Отработка автоматизма по подготовке машины к бою-коту под хвост! А с управдяемым снарядом-ваааще засада была! Тренажеры устаревали каждые пол года.
                1. 0
                  Tháng Bảy 7 2021
                  Trích dẫn: 113262a
                  Делать тренажеры до появления окончательного варианта машины-тупо и деньги на ветер! Яркий ппример- перые серии т-80Б и серийные войсковые. Различие в компоновке органов управления-небо и земля! Отработка автоматизма по подготовке машины к бою-коту под хвост! А с управдяемым снарядом-ваааще засада была! Тренажеры устаревали каждые пол года.

                  Это понятно, вы правы. Но военные все же не тупые, а значит напрашивается логичный вывод - окончательный облик машины уже сформирован, и в дальнейшем заметных изменений не будет. А значит и производство не за горами. А по поводу появления новых "опций", как в вашем примере с Т-80, сейчас ситуация легче - программное обеспечение подкорректировали и вуаля.
                  1. +3
                    Tháng Bảy 7 2021
                    Даже расположение АЗРов- преобразователь,дальномер,вычислитель и МЗ-в ранних сериях было другое. А эти ткмблеры должны наощупь наводчиком находиться Так же,как и включение радиостанции у командира и тумблеры пульта загрузки-разрешения. Это к примеру. А уж работа в аварийном режиме,при полном обесточивании-на Армате не предусмотрена явно. Программное обеспечение,знаете ли!)))
                    1. +3
                      Tháng Bảy 7 2021
                      Trích dẫn: 113262a
                      аже расположение АЗРов- преобразователь,дальномер,вычислитель и МЗ-в ранних сериях было другое. А эти ткмблеры должны наощупь наводчиком находиться Так же,как и включение радиостанции у командира и тумблеры пульта загрузки-разрешения. Это к примеру.

                      Все верно, а что мы имеем в Армате? Компьютер фактически. Так что архитектура управления там будет немного другая. По сути сложнее, но в плане управления - проще.
                      Trích dẫn: 113262a
                      А уж работа в аварийном режиме,при полном обесточивании-на Армате не предусмотрена явно. Программное обеспечение,знаете ли!)))

                      Это минус, безусловно. С другой стороны - что должно произойти, чтобы такую машину полностью обесточило? И другой вопрос - а насколько будет боепособен любой современный танк в такой ситуации? Хотя и армата обесточенная сможет просто уйти с поля, если двигун цел.
                      1. +1
                        Tháng Bảy 8 2021
                        Элементарно,Ватсон! В 14 на вверенном мне т-64бв прямо по оси бахнул фугас. Незаметно глазу,но хватило,что бы растрясло ВКУ. Башня полностью обесточилась.
                      2. -1
                        Tháng Bảy 8 2021
                        Trích dẫn: 113262a
                        Элементарно,Ватсон! В 14 на вверенном мне т-64бв прямо по оси бахнул фугас. Незаметно глазу,но хватило,что бы растрясло ВКУ. Башня полностью обесточилась.

                        Я думаю, что конструктора, все же, предусмотрели такой вариант развития событий) Все же машина современная - электроника - это все, а значит защищена должна быть едва ли не лучше, чем экипаж, а экипаж там защищён будь здоров!
  20. +6
    Tháng Bảy 7 2021
    Bài báo xuất sắc. yêu Кортко и по делу:
    - история вопроса;
    - оценка проекта "Нота";
    - оценка украинского танкостроения и способности создать танк;
    - кое-какие выводы для нас в свете текущих событий.
    Ох, чувствуется автор не сказал , хотя хотел, пары добрых слов о текущих делах по "Армате"...
    Nếu chỉ автор нашел возможность высказать свое мнение по Т-95, Т-14 и иже с ними было бы прекрасно.
    1. 0
      Tháng Bảy 8 2021
      Trích: Mityai65
      Ох, чувствуется автор не сказал , хотя хотел, пары добрых слов о текущих делах по "Армате"...
      Если бы автор нашел возможность высказать свое мнение по Т-95, Т-14 и иже с ними было бы прекрасно.

      Автор сказать по Армате и Объекту 195 и не может - он на другом заводе работал, причем еще в советские времена и первой половине 90-х. Так что увы...
  21. -1
    Tháng Bảy 7 2021
    На статью совсем не похоже, какой-то всплеск эмоций автора с завышенным ЧСВ
  22. +3
    Tháng Bảy 7 2021
    "Российская экспертная среда верит". Уже смешно.
  23. +4
    Tháng Bảy 7 2021
    Не просто так Сталин после войны оставил три конкурирующих КБ, отстаивающих свои концепции развития танков, что позволяло военным выбирать лучшие из них. Сейчас этого нет.

    Так и после Сталина этого не было. Не было выбора лучшего - армия брала и харьковские Т-64, и тагильские Т-72, и ленинградские Т-80. Три базовых модели ОБТ одновременно.
    1. -1
      Tháng Bảy 7 2021
      Trích dẫn: Alexey R.A.
      Так и после Сталина этого не было. Не было выбора лучшего - армия брала и харьковские Т-64, и тагильские Т-72, и ленинградские Т-80. Три базовых модели ОБТ одновременно.

      Причем от Т-64 можно было смело вообще отказаться, ибо с 80-м и 72-м он по сути не конкурентоспособен.
  24. -2
    Tháng Bảy 7 2021
    А, ну раз автор изначально признается в ненависти к Украине, то всю статью можно смело умножать на ноль.
    1. 0
      Tháng Bảy 7 2021
      Trích dẫn từ: Mark_Pars
      А, ну раз автор изначально признается в ненависти к Украине, то всю статью можно смело умножать на ноль.

      А за что любить это, как точно и метко выражается автор "недоношенное государство", которое развалило все, что только могло развалить, испортило отношения с самыми близкими соседями, отдалось под внешнее управление, героизирует нацизм, преследует и убивает своих настоящих патриотов (одно убийство Бузины вспомним). Так вопрос - за что любить этот нелепый конструкт, у которого флаг - заплатка шведского? (Абсолютно реально - при мазепе появился после союза с Карлом))))
  25. 0
    Tháng Bảy 12 2021
    Всё, что читается на "укрейновских сайтах" надо множить на 0.3 или меньше.
  26. 0
    Tháng Bảy 13 2021
    для 90% современных стран такие танки излишни и дороги и технологии и электроника позволяют приблизить условный Т72 к условной Армата очень близко.
  27. 0
    Tháng Bảy 13 2021
    Спасибо за статью!!! Но, можно было написать без оскорблений и не переходить на личности
  28. 0
    Tháng Chín 8 2021
    Yuri,
    Статья в целом интересная. Но для чего вы постоянно вставляете оскорбления типа "недоношенная страна" и т.д. Пишите по теме. Я - русский. И мне, например, было бы неприятно, если бы какой-то автор написал бы так о моей Родине.
    Другое дело, если статья - заказная, и вам заказчик четко указал, какие оскорбления и в каком количестве должны быть использованы в тексте. Тогда - лучше на другой форум, к Соловьеву
  29. 0
    Tháng Chín 14 2021
    я помню как воспевали танк "оплот" по укртелевизору,там даже прозвучала фраза "впервые на танке применена автоматическая коробка передач". cười

"Right Sector" (bị cấm ở Nga), "Quân đội nổi dậy Ukraine" (UPA) (bị cấm ở Nga), ISIS (bị cấm ở Nga), "Jabhat Fatah al-Sham" trước đây là "Jabhat al-Nusra" (bị cấm ở Nga) , Taliban (bị cấm ở Nga), Al-Qaeda (bị cấm ở Nga), Tổ chức chống tham nhũng (bị cấm ở Nga), Trụ sở Navalny (bị cấm ở Nga), Facebook (bị cấm ở Nga), Instagram (bị cấm ở Nga), Meta (bị cấm ở Nga), Misanthropic Division (bị cấm ở Nga), Azov (bị cấm ở Nga), Muslim Brotherhood (bị cấm ở Nga), Aum Shinrikyo (bị cấm ở Nga), AUE (bị cấm ở Nga), UNA-UNSO (bị cấm ở Nga) Nga), Mejlis của người Tatar Crimea (bị cấm ở Nga), Quân đoàn “Tự do của Nga” (đội vũ trang, được công nhận là khủng bố ở Liên bang Nga và bị cấm)

“Các tổ chức phi lợi nhuận, hiệp hội công cộng chưa đăng ký hoặc cá nhân thực hiện chức năng của đại lý nước ngoài,” cũng như các cơ quan truyền thông thực hiện chức năng của đại lý nước ngoài: “Medusa”; “Tiếng nói của Mỹ”; "Thực tế"; "Hiện nay"; "Tự do vô tuyến"; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Tồi; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; "Con cú"; “Liên minh bác sĩ”; "RKK" "Trung tâm Levada"; "Đài kỷ niệm"; "Tiếng nói"; “Con người và pháp luật”; "Cơn mưa"; "Vùng truyền thông"; "Deutsche Welle"; QMS "Nút thắt da trắng"; "Người trong cuộc"; "Báo mới"