Tái sử dụng, không gian, hạt nhân: Dự án máy bay M-19

63
В прошлом советская hàng không промышленность занималась массой самых смелых идей. Прорабатывались проекты воздушно-космических самолетов, альтернативных силовых установок для авиации и т.д. Особый интерес в этом контексте представляет проект М-19 разработки бюро В.М. Мясищева. В нем планировалось объединить несколько самых смелых идей.


М-19 в полёте (в представлении художника)




Ứng phó với mối đe dọa


В начале семидесятых годов советское руководство убедилось в реальности американского проекта Space Shuttle и начало проявлять беспокойство. В перспективе «Шаттл» мог стать носителем стратегического вооружения, и требовался некий ответ на подобную угрозу. В связи с этим было принято решение о форсировании отечественных проектов в области воздушно-космических систем.

В тот период к работам по космической тематике привлекался Экспериментальный машиностроительный завод (г. Жуковский), КБ которого возглавлял В.М. Мясищев. В 1974 г. завод получил новое задание. В рамках темы «Холод-2» он должен был определить возможности создания перспективной ВКС с альтернативными силовыми установками. В частности, следовало проверить концепции двигателей на жидком водородном топливе и ядерной силовой установки. На ЭМЗ новая работа получила обозначение «Тема 19». Проект ВКС позже назвали М-19.

Работу «19» разделили на несколько подпрограмм. Тема «19-1» предусматривала разработку и испытания летающей лаборатории с водородным двигателем. Задачей тем «19-2» и «19-3» являлся поиск облика гиперзвукового и воздушно-космического самолетов. В рамках «19-4» и «19-5» велись работы по ВКС с ядерной силовой установкой.

Общее руководство работами осуществлял В.М. Мясищев, главным конструктором стал А.Д. Тохунц, ведущим – И.З. Плюснин. Не обошлось без привлечения смежников. Так, к работам по ядерному двигателю присоединилось ОКБ Н.Д. Кузнецова.

Теория проекта


В.М. Мясищев изначально сомневался в целесообразности нового проекта. Он указывал, что у «традиционных» космических ракет сухая масса составляет 7-8 проц. от взлетной. У бомбардировщиков этот параметр превышает 30%. Соответственно, ВКС нуждается в силовой установке особой мощности, которая сможет компенсировать высокую массу конструкции и обеспечить вывод машины на орбиту.


Проекции самолета


На изучение подобных особенностей будущего М-19 ушло около полугода, но специалисты ЭМЗ все же смогли определить оптимальные облик и характеристики машины. Генеральный конструктор изучил техническое предложение и одобрил его развитие. Вскоре появился проект технического задания, и стартовали конструкторские работы.

М-19 предлагалось строить как многоразовый воздушно-космический самолет горизонтального взлета и посадки. ВКС мог последовательно совершать полеты в космос и обратно, нуждаясь только в некотором обслуживании и дозаправке. М-19 мог бы стать носителем различного вооружения или специальной аппаратуры военного назначения, его можно было использовать в научных целях и т.д. За счет крупного грузоотсека ВКС получал возможность перевозки грузов и людей на орбиту и обратно.

При успешном решении всех инженерных задач М-19 мог получить ядерную энергоустановку. Такое оснащение обеспечивало почти неограниченную дальность полета и возможность выхода на любую орбиту. В перспективе не исключалось применение М-19 при освоении Луны.

Для получения таких результатов требовалось решить массу сложных задач. К планеру ВКС предъявлялись особые требования по механической и тепловой прочности, силовая установка должна была развивать высочайшие характеристики и т.д. Впрочем, расчеты выглядели оптимистично. Готовый образец ВКС М-19 мог бы появиться после 1985 г.

На случай появления новых угроз и вызовов предлагались упрощенные способы применения М-19. Можно было создать «ВКС первого этапа» с меньшей скоростью и высотностью, но способный нести боевую или иную нагрузку. В частности, такой самолет предлагалось использовать в качестве носителя ракетной системы для вывода нагрузки в космос.


Компоновка М-19


Tính năng thiết kế


При строительстве М-19 предлагалось использовать особые инженерные решения. Так, планер следовало строить из легких алюминиевых сплавов, а обшивку оснащать многоразовым теплостойким покрытием на основе углерода или керамики. Предложенная архитектура предусматривала наличие крупных объемов внутри планера, что позволяло отдать максимальные объемы под топливо.

Оптимальный вариант М-19 имел схему «несущий корпус» с плоским днищем фюзеляжа и треугольным крылом большой стреловидности. В хвосте помещалась пара килей. Фюзеляж переменного сечения вмещал кабину экипажа с биологической защитой и грузоотсек. Хвостовая часть отдавалась под элементы комбинированной силовой установки; под днищем предусматривалась широкая гондола для двигателей. Предлагалось использовать сбрасываемый хвостовой обтекатель ракетного двигателя.

Оптимальной для ВКС посчитали комбинированную силовую установку, включающую 10 турбореактивных и 10 прямоточных двигателей, ядерный реактивный двигатель и дополнительное оснащение. Реактор предлагалось поместить в особую энергопоглощающую оболочку, способную обеспечить спасение активной зоны при различных ударах. Для маневрирования в космосе использовалась отдельная установка с жидкостными рулевыми двигателями.

ТРДДФ на водородном топливе должны были обеспечивать взлет, подъем на 12-15 км и разгон до М=2,5…2,7. Затем жидкий водород должен был передавать тепло реактора на теплообменники перед ТРДДФ, что позволяло усилить тягу и удвоить скорость. После этого можно было включать ПВРД, а ТРДДФ переводить на авторотацию. За счет прямоточных двигателей предлагалось разгоняться до М=16 и подниматься на высоту 50 км. Максимальная суммарная тяга воздушно-реактивных двигателей достигала 250 тс.

На этом режиме ВКС должен был сбрасывать хвостовой обтекатель и включать маршевый ЯРД. Последний отвечал за нагрев водорода перед выбросом через сопло. Расчетная тяга ЯРД достигала 280-300 тс; суммарная тяга всей силовой установки – не менее 530 тс. Это позволяло поддерживать высочайшую скорость и выходить на орбиту.


Компоновка силовой установки


ВКС М-19 должен был иметь длину 69 м (без сбрасываемого обтекателя) и крыло размахом 50 м. Взлетная масса достигла 500 т. Сухой вес составлял 125 т, на топливо приходилось 220 т. В грузоотсеке размером 4х4х15 м можно было поместить до 40 т нагрузки. Потребная длина взлетно-посадочной полосы составляла 4 км.

Собственный экипаж М-19 включал от трех до семи человек, в зависимости от поставленной задачи. При выполнении тех или иных миссий в грузоотсеке мог помещаться обитаемый космический аппарат со своим экипажем. Высота опорной орбиты составляла 185 км, что обеспечивало решение широкого круга научных и военных задач.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские


Еще до формирования окончательного облика ВКС «19» в рамках темы «Холод-2» стартовали различные научно-исследовательские работы, направленные на решение широкого круга задач. Профильные институты продолжили проработку вопросов создания водородных двигателей, также осуществлялся поиск новых материалов с требуемыми характеристиками.

Особое внимание уделялось созданию особой комбинированной силовой установки. Советская наука уже имела опыт в деле создания ядерных двигателей, но для проекта М-19 требовалось принципиально новое изделие. Готовые ТРДДФ и ПВРД, подходящие для «19», тоже отсутствовали. Профильным предприятиям предстояло разработать все элементы силовой установки.

Перспективный ВКС должен был решать принципиально новые задачи, из-за чего нуждался в авионике с особыми функциями. Требовалось обеспечить навигацию на всех режимах, в атмосфере и в космосе, а также выход на требуемые траектории и возвращение на аэродром. Кроме того, самолет нуждался в специфических средствах жизнеобеспечения, способных защитить экипаж от всех нагрузок и излучения реактора.


Принципы работы комбинированной силовой установки


Различные НИР продолжались до начала восьмидесятых годов. В соответствии с планом темы «19», в 1982-84 гг. следовало провести рабочее проектирование будущего М-19. К 1987-му должны были появиться три опытных ВКС. Первый полет относили к 1987-88 гг. В начале девяностых СССР мог бы освоить полноценную эксплуатацию многоразовой воздушно-космической системы.

Kết thúc dự án


Однако эти планы так и не были выполнены. В середине семидесятых годов военное и политическое руководство страны искало дальнейшие пути развития ракетно-космической техники, в том числе в контексте ответа на Space Shuttle. Выбранная стратегия действий фактически отменяла дальнейшие работы по теме «19».

В 1976 году было решено создавать многоразовую систему «Энергия-Буран». Ведущая роль в этом проекте отдавалась вновь созданному НПО «Молния». ЭМЗ и некоторые другие предприятия передавались в его ведение. Вследствие этого конструкторское бюро В.М. Мясищева потеряло возможность полноценно развивать проект М-19.

Работы по «Теме 19» продолжались еще несколько лет, но из-за загрузки ЭМЗ другими проектами им уделялось лишь минимальное влияние. В октябре 1978 г. В.М. Мясищев ушел из жизни; перспективный проект остался без поддержки. В 1980-м все работы по М-19 окончательно прекратились. Связанные проекты и исследования к этому времени были перенацелены на программу «Энергия-Буран».

Таким образом, «Тема 19» / «Холод-2» не привела к ожидаемым результатам. СССР так и не построил воздушно-космический самолет с комбинированной силовой установкой и не использовал его для военных и научных нужд. Тем не менее, в рамках проекта «19» были проведены различные исследования, позволившие определить оптимальные пути развития многоразовых космических систем и найти наилучшие инженерные решения разного рода. НИР из состава «Темы 19» внесли заметный вклад в развитие отечественной космонавтики, а определенные наработки опередили свое время и пока не нашли применения.
63 bình luận
tin tức
Bạn đọc thân mến, để nhận xét về một ấn phẩm, bạn phải đăng nhập.
  1. +1
    26 tháng 2019 năm 18 31:XNUMX
    Я так мыслю,с учетом того,что уже на подходе Буревестник и Посейдон с ЯСУ ,то очень может быть,что в ближайшие годы и подобный проект реанимируют. Конечно,если решат вопрос радиоционной защиты экипажа.
    1. +5
      26 tháng 2019 năm 18 51:XNUMX
      Конечно,если решат вопрос радиационной защиты экипажа.
      Чтобы его решить, надо из 40 тонн полезной нагрузки оставить 20, а остальное пустить на эту самую защиту. Размер отсека 4Х4Х15 метро можно будет сократить и он все равно будет достаточно обширным для немалого числа применений.
      Тут ведь еще надо будет думать о загрязнении атмосферы выхлопом ЯД. Даже при учете того, что он начинает работу в самых верхних слоях атмосферы, при интенсивных полетах будет достаточно большое загрязнение. Причем густо размазываемое по обширной площади.

      И все же... как хотелось бы увидеть подобное чудо в действии. Дожить, так сказать.
      1. -2
        26 tháng 2019 năm 19 20:XNUMX
        Смотря какой реактор. Гелий-3 безопасный реактор. Но нету столько Гелий-3 на Земле, чтобы было дёшево.
        1. +3
          26 tháng 2019 năm 23 57:XNUMX
          Гелий-3 - топливо для термоядерного реактора (реакция синтеза), которого на сегодня не существует даже в виде работающего наземного прототипа (ждем ITER). А вот ядерные (реакция деления) ракетные двигатели были сделаны и успешно прошли испытания как в США (NERVA), так и в СССР (РД-0410). То есть, это существующая проверенная технология. Не внедренная, так как вопросы безопасности так и не были решены - риски поломок и ядерного загрязнения обширных площадей.

          На сегодня, есть теоретические разработки и более эффективных двигателей с использованием реакций деления, но все они - только проекты, на бумаге.
          1. -5
            27 tháng 2019 năm 00 01:XNUMX
            Потому что нету столько того же Гелий-3, чтобы имело смысл построить и запустить даже опытный реактор.

            Потому и на бумаге.

            Американский детский ядерный конструктор из 1950-х.


            Осторожно, фейк:
            1. 0
              29 tháng 2019 năm 09 09:XNUMX
              Потому что нету столько того же Гелий-3, чтобы имело смысл построить и запустить даже опытный реактор.

              Гелий-3 есть, столько сколько потребуется так как его умеют производить на атомных реакторах.
              А вот для реакции с Гелием-3 требуются радикально более высокие температуры чем с дитейривая-тритевая реакция которая разрабатывается сейчас. Т.е реакция с Гелием-3 это намного более сложная технология, из-за радикально более высоких температур.
      2. -2
        26 tháng 2019 năm 20 03:XNUMX
        Trích dẫn từ abracadabre
        Тут ведь еще надо будет думать о загрязнении атмосферы выхлопом ЯД.

        ) ну да, АПЛ вот плывут и хлопают маленькими миничернобылями, ща отражатель покрепче сделают и будут хлопать
      3. 0
        26 tháng 2019 năm 21 46:XNUMX
        Ничего подобного! Уже есть у нас запатентованные материалы противорадиационной защиты с очень малым весом по сравнению с свинцом и т. д.!
        1. 0
          27 tháng 2019 năm 05 46:XNUMX
          Trích dẫn: Địa phương từ Volga
          Ничего подобного! Уже есть у нас запатентованные материалы противорадиационной защиты с очень малым весом по сравнению с свинцом и т. д.!

          Не знал. Какие?
          1. -2
            27 tháng 2019 năm 16 48:XNUMX
            Вопрос к росатому и Каблову!
            1. +1
              27 tháng 2019 năm 20 16:XNUMX
              Trích dẫn: Địa phương từ Volga
              Вопрос к росатому и Каблову!

              Т.е. Вы утверждаете, что очень легкие в сравнении со свинцом материалы защищающие биологические объекты от радиации в России не только имеются, но и запатентованы. Т.е. совершенно очевидно, что Вы о них должны знать хоть что-то, но на вопрос "Какие?" отправляете вопрошающего .... в даль. Ужас! Фу таким быть.
              Да будет Вам известно, что есть разные виды проникающей радиации. К примеру, от нейтронного излучения действительно хорошо помогают вода, полиэтилен. А вот против гамма излучения исключительно тяжелые металлы. К примеру, вольфрам, свинец.
              1. -1
                28 tháng 2019 năm 08 40:XNUMX
                Исключительно тяжелые металлы?! Смешной такой.... А графит например?
                1. 0
                  28 tháng 2019 năm 10 23:XNUMX
                  Trích dẫn: Địa phương từ Volga
                  Исключительно тяжелые металлы?! Смешной такой.... А графит например?

                  Я не буду давать оценку Вам. Лишь сообщу, что графит хорошо поглощает радиоизлучение, т.е. радиоволны, а вовсе не жёсткое гамма-излучение, которое в действительности хорошо поглощается только веществом с тяжёлыми и стабильным ядрами. Это и есть тяжёлые металлы.
                  К слову сказать природный графит и нейтронное излучение поглощает плохо. Лишь из-за примесей. Зато чистый реакторный графит используется как замедлитель для нейтронов выделяющихся при реакции распада в активной зоне ядерного реактора. Замедлять их необходимо и для того чтобы они нагревали таким образом реактор, т.е. участвовали в преобразовании энергии деления в тепловую, а также для того, чтобы замедлившиеся в графите (или другом замедлителе) нейтроны т.с. долбили другие ядра. Вот если бы графит их поглощал, то тогда бы стержни аварийные и управляющие делали бы из графита. А так нет.
                2. 0
                  28 tháng 2019 năm 13 16:XNUMX
                  Trích dẫn: Địa phương từ Volga
                  Исключительно тяжелые металлы?! Смешной такой....

                  Пока что смешным выглядите вы. Откройте букварь, потом пишите комментарии - возможно, тогда они нее будут настолько неграмотными и нелепыми. Вы о какой радиации талдычите? О нейтронной? О гамма-лучах? Бета-лучах? При каких энергиях? С бета-лучами нет проблем. Совсем. Гамма-радиация поглощается примерно пропорционально атомному номеру элемента и плотности вещества - и потому все прилично работающие материалы гамма-радиационной защиты содержат свинец. Нейтроны? Вода, графит, полиэтилен, бетон (поскольку последний содержит воду) спасают от нейтронного излучения.
        2. 0
          27 tháng 2019 năm 10 11:XNUMX
          Эти материалы ещё в 60ых создали - но применялись они для космических аппаратов.
          1. 0
            28 tháng 2019 năm 13 18:XNUMX
            Trích dẫn: Vadim237
            Эти материалы ещё в 60ых создали - но применялись они для космических аппаратов.

            Какие "эти"?
      4. -1
        27 tháng 2019 năm 05 45:XNUMX
        Trích dẫn từ abracadabre
        Конечно,если решат вопрос радиационной защиты экипажа.
        Чтобы его решить, надо из 40 тонн полезной нагрузки оставить 20, а остальное пустить на эту самую защиту. Размер отсека 4Х4Х15 метро можно будет сократить и он все равно будет достаточно обширным для немалого числа применений.
        Тут ведь еще надо будет думать о загрязнении атмосферы выхлопом ЯД. Даже при учете того, что он начинает работу в самых верхних слоях атмосферы, при интенсивных полетах будет достаточно большое загрязнение. Причем густо размазываемое по обширной площади.

        И все же... как хотелось бы увидеть подобное чудо в действии. Дожить, так сказать.

        Загрязнение чего? Двигатель выбрасывает водород. Этот газ во много раз легче воздуха. Через считанные мгновения он остывая понесётся в самые верхние слои атмосферы и даже выйдет за её пределы.
        Возникшие в результате облучения рабочего тела (водорода) элементы также будут очень лёгкими.
        1. +2
          28 tháng 2019 năm 13 23:XNUMX
          Совершенно верно. Речь ведь не идет о прямоточном реакторе, в котором воздух напрямую гонится через ТВЭЛы. Впрочем, и с прямоточным особых проблем с заражением не должно быть. Ни гамма-радиация, ни нейтроны не могут выдуваться потоком воздуха из реактора. А осколки деления так и остаются в ТВЭЛах, под оболочкамии.
      5. 0
        29 tháng 2019 năm 08 47:XNUMX
        Астронавты на Аполло, как-то, обошлись без многотонной радиационной защиты. Наверно у амеров есть секретное ноу-хау. Нужно попросить или спереть. am
        Вот честно говоря - не в курсе: что можно радиоактивно заразить в атмосфере и, тем более, в её высших слоях? ИМХО, "радиационный след" будет, но быстро рассеется без каких-либо последствий. Поясните нам ситуацию, пжста.
    2. +1
      27 tháng 2019 năm 04 38:XNUMX
      Да не дай бог..За Буревестник и Посейдон нам 5 лет накинули работать до пенсии,а за этот наверно вообще пенсии отменят
      1. -9
        27 tháng 2019 năm 05 46:XNUMX
        Либерда чи эмо-комми? По пять лет работать накинули потому что:
        1. По сравнению с 60-ми годами изрядно изменилась поло-возрастная структура населения.
        2. По сравнению с 60-ми изрядно выросла средняя продолжительность жизни.
        Иными словами: жить стали дольше, а вот детей стали рожать значительно меньше. Поэтому число работающих на одного пенсионера резко сократилось. Бюджет в дефицитах. Можно либо занимать как не в себя, либо повышать налоги, либо печатать деньги.
        Можно, конечно, расходную часть бюджета переделать. Давайте зарежем оборонку и нацбезопасность, выкинем на помойку медицину и образование, но пенсионный возраст оставим прежним.
        1. -6
          27 tháng 2019 năm 06 13:XNUMX
          Tại sao bầy đàn cần những món quà của tự do?
          Chúng phải được cắt hoặc xén lông.
          Sự kế thừa của họ từ thế hệ này sang thế hệ khác
          Một cái ách với lục lạc và một tai họa.
          1. +1
            27 tháng 2019 năm 07 46:XNUMX
            Гражданин. Давайте к делу:
            Вы приперлись в тему, которая никак не касается политики и начали тут вывешивать "искрометные шутки" (унылое г, на самом деле) на политические теме. Какого спрашивается... черта? Хотите майданить - гоу в профильные темы.
            Вам задан прямой вопрос: Вы либерда или комми? А может вообще свидомый?
            Вам дано прямо указание на дыры в Вашей (как писали в советских газетах "так называемой") логике. В ответ лишь:
            а) Стишки. Пушкин это хорошо, но вот эти конкретные строки приплести можно к чему угодно. К жителям СССР - легко, к жителям США, Германии и т.д. - да пожалуйста. Было бы желание. Ссылка на авторитет вообще не аргумент, если что. Тем более такая неконкретная.
            б) Невнятный перевод стрелок на Усманова и Соловьева. Когда мне будет интересно про Усманова и Соловьева, я про них спрошу отдельно.
            Вы отправляйтесь со своими политическими остротами по соответствующему адресу. Соответствующих ресурсов как грязи. А здесь можете рассказывать что-нибудь интересное про ЯРД или про космические программы. Если есть что интересного сказать, конечно.
            Вы на конкретные вопросы давайте конкретные ответы. На конкретные аргументы - отвечайте аргументами, а не чужими стишками и тупыми остротами. И не надо строить из себя возвышенного интеллигента, я такого ... в интернетах насмотрелся. И тему переводить мутными способами не надо.
            Я внятно изложил?
            1. -9
              27 tháng 2019 năm 12 33:XNUMX
              Объясню проще..Не будет у тебя ни Буревестников ни Посейдоном ни вот этой вот вундервафли..А бвдут тебе показывать мультики один другого красивей и дать налогами и поборами..
              А деньги твои пенсионные Сечину отдадут..
              Радуйся дальше..Кран то с Кузи подняли,строители Буревестников и Посейдонов? Или все,на иголки?
              1. +1
                27 tháng 2019 năm 13 04:XNUMX
                Мультики в основном такие как вы показывают - сплошное Бла, Бла, Бла - шелуха с желтушных сайтов и прочий навоз, как в России всё хреново и вообще скоро страны не станет, потому что потому то, мы так считаем - и мы во всём абсолютно правы.
              2. +1
                27 tháng 2019 năm 13 05:XNUMX
                А мы уже на "ты"? Гут.
                Откуда дровишки? Агентство "одна бабка сказала"?
                1. Ты давай инфу со ссылкой на надежные источники. Тем более такую громкую.
                2. Давай ее в профильной теме. Вот будет тема "Буревестники и Посейдоны" или "Сечин, Усманов и Соловьев" вот там и высказывайся. Если слова свои чем-то подкрепить можешь.
                3. Пока ты не привел ни одного внятного аргумента, кроме "власти воруют и обманывают" (Оу фак! Во власти не ангелы сидят. Америку открыл). И ни на один вопрос толком не ответил. "Украли и отдали Сечину" - это не ответ, а блеяние.
                Свобода слова это, конечно, прекрасно. Но ты переводишь ее на фекалии. Пока ты просто носишься по разным темам и ноешь-ноешь-ноешь, как все пропало и какая власть плохая и как все пропало.
                Текел, короче.
              3. +1
                29 tháng 2019 năm 08 53:XNUMX
                Вы отстали от жизни. Западные "партнёры" (тм), прежде всего сами американцы, уже признали что мультики правдивые и кинулись пытаться догонять РФ.
                Выкиньте вашу методичку трёхлетней давности и попросите новую - завывания про мультики уже не актуально.
        2. -8
          27 tháng 2019 năm 06 51:XNUMX
          А вы от кого обороняться собираетесь?
          Боитесь что Усманов вас атакует со своей яхты? Или Соловьев из своего итальянского поместья войной на Россию пойдет?
        3. 0
          27 tháng 2019 năm 15 00:XNUMX
          Я чёт не заметил чтобы у нас дефицит рабочей силы в стране возник, безработицу победили работодатели бегают за работниками?
      2. 0
        27 tháng 2019 năm 12 59:XNUMX
        Со своими пенсиями уже всех достали. В полную силу новая реформа вступит только в 2034 году - за 15 лет может десяток раз всё поменяться, вплоть до отмены реформы.
    3. +4
      27 tháng 2019 năm 06 45:XNUMX
      Я так мыслю,с учетом того,что уже на подходе Буревестник и Посейдон с ЯСУ ,то очень может быть,что в ближайшие годы и подобный проект реанимируют

      Да конечно, сразу после базы на луне в 2015 году cười
      1. -9
        27 tháng 2019 năm 06 49:XNUMX
        Дураков на России на сто лет припасено,правду говорят))
    4. -1
      27 tháng 2019 năm 10 09:XNUMX
      В России уже создали демонстратор ПВРД+ЖРД - реактор на самолёте слишком дорого, опасно и тяжело.
      1. 0
        27 tháng 2019 năm 23 41:XNUMX
        Сам реактор весит понты ,килограмм 300-400. А вот биозащита (((( десяток тонн
    5. Nhận xét đã bị xóa.
  2. 0
    26 tháng 2019 năm 19 09:XNUMX
    Хтоничненько. Жаль конечно, что не взлетело. Хотя, цена такого аппарата должна была наверное зашкаливать, да и проблемы с радиоактивным загрязнением при использование реактора не факт, что были окончательно решены. Главное, чтобы такая птичка, буде она построена, не грохнулась нигде (хотя бы не на нашей планете :))
    1. +1
      26 tháng 2019 năm 21 17:XNUMX
      -Корпус реактора выполнялся с "круговой" защитой-мялся,но терял герметичность при ударе об поверхность на скорости до 300 м/с.
      -Был создан уникальный теплообменник,который ПОЛНОСТЬЮ изолировал радиоактивный контур. Т.е при включении двигателя на старте исключалось радиоактивное заражение земли.
      Главной проблемой(как мне кажется) и на которую указывает автор-создание ЯД необходимой мощности,который можно было установить в "отведенные" габариты.
      1. 0
        27 tháng 2019 năm 20 43:XNUMX
        Дык наведенная радиация на рабочее тело двигателя все равно никуда не денется. Хотя конечно, это не прямоточный ядерный движок, загрязнение наверное будет в рамках допустимого. Конечно технические подробности было бы интересно почитать, но цена вопроса в любом случае зашкаливала.
    2. 0
      27 tháng 2019 năm 10 14:XNUMX
      Ту 2000 больше нравится - нет реактора, за то есть комбинация ТРДФ+ ГПВРД+ ЖРД.
  3. +18
    26 tháng 2019 năm 19 17:XNUMX
    Больше всего в жизни я сожалею, что в результате предательства в руководстве страны не стало СССР.
    1. +13
      26 tháng 2019 năm 19 36:XNUMX
      Больше всего в жизни я сожалею, что в результате предательства в руководстве страны не стало СССР.
      Уважаемый, вы даже не представляете, насколько вы не одиноки в этом.
      1. +1
        26 tháng 2019 năm 20 04:XNUMX
        Trích dẫn từ abracadabre
        Больше всего в жизни я сожалею, что в результате предательства в руководстве страны не стало СССР.
        Уважаемый, вы даже не представляете, насколько вы не одиноки в этом.

        Đó là nó.
    2. +2
      26 tháng 2019 năm 19 39:XNUMX
      Не так все просто. Предательство было предопределено отрицательным кадровым отбором Хрущевско-Брежневской КПСС, а возможным стало в результате массовости проектов подобных представленному. Надорвали экономику, делая амбициозные не окупающиеся проекты и спонсируя сомнительных друзей.
      1. +1
        26 tháng 2019 năm 20 42:XNUMX
        Читаю книжку Хазина "Лестница в небо". С одной стороны жутко интересно, с другой стороны жутко тошно, что предмет описания заложен в людях издревле.
      2. +14
        26 tháng 2019 năm 20 51:XNUMX
        Предательство было предопределено отрицательным кадровым отбором Хрущевско ...

        Мало кто обращает внимание, а может и не знает, что одним из первейших решений Хрущёва, после "воцарения", был прямой запрет ведения Органами Государственной Безопасности оперативной работы в отношении партийных работников.
        Вот с этого и началась вседозволенность, а следом и развал страны.
        Hở... yêu cầu
        1. 0
          27 tháng 2019 năm 16 32:XNUMX
          Trích dẫn từ olegfbi
          Вот с этого и началась вседозволенность, а следом и развал страны.
          Hở...

          А что, сейчас мы далеки от этого? Вседозволенность для определенного круга лиц и должностей налицо. Так что ждем-с...
  4. +1
    26 tháng 2019 năm 20 33:XNUMX
    Хорошее окончание, - "определенные наработки опередили свое время и пока не нашли применения". Будем ждать, найдут.
  5. -2
    26 tháng 2019 năm 23 36:XNUMX
    Ещё один пример того, как советская наука и советская инженерная школа создавала конструкции, до сих пор недоступные всем западным компаниям и всем странам НАТО вместе взятым. Современной России, к сожалению, тоже.
    1. +3
      27 tháng 2019 năm 02 56:XNUMX
      В данном случае только на бумаге.
      А на бумаге как известно можно и к звёздам полететь.
    2. -1
      27 tháng 2019 năm 20 35:XNUMX
      Tàu con thoi
  6. 0
    27 tháng 2019 năm 01 45:XNUMX
    Тема "Холод" вообще целая история.Одни только иследования по ГПВРД чего стоят.Янки до сих пор с ними возятся.Правда подход у них какой-то дебильный.Тот двигун,чертежи и инфа по которому утекла к ним в 90е,не подходит для ракет под которые они его пытаются заточить.После закрытия темы,документация была передана в тему "Циркон".
    1. 0
      27 tháng 2019 năm 10 18:XNUMX
      На X 43 испытали ГПВРД который разогнал аппарат до 11850 километров в час - это было 2004ом году, надо думать что с ГПВРД у них всё в порядке - система управления аппаратами хромает.
  7. +1
    27 tháng 2019 năm 07 12:XNUMX
    Блин, как же Красная Звезда в космосе классно смотрится))) М-м-м.......
  8. 0
    27 tháng 2019 năm 08 24:XNUMX
    bài báo thú vị
  9. +1
    27 tháng 2019 năm 08 54:XNUMX
    Как ни печально, а основная масса человечества забыла о звездной мечте, другие времена...
  10. 0
    27 tháng 2019 năm 11 40:XNUMX
    Размещение на орбите шаттлообразных боевых платформ- глупость. Период обращения на орбите в 200 км- более полутора часов. Таким образом, выход на цель, даже без учёта времени на боковое маневрирование будет в 3....5 раз больше, чем подлётное время стратегической ракеты, запущенной с Земли. И, тем более, с барражирующего над нейтральной водой стратегического бомбёра-ракетоносца. Запуск ЕДИНИЧНЫХ количеств этих невероятно дорогих вещей не решит проблемы победы в массовом применении ядерных колотушек. Закрытие программ Шаттл, Энергия, и всех подобных- результат трезвого осмысления своих прожектёрских идей, как ТАМ, так и у НАС. Безопасное приземление этого монстра, с ядерным оружием на борту, на собственную территорию- это трижды риск. Взлётная полоса в 4 км- да ещё во множественном количестве ( приземление должно быть гарантировано не только, чтобы в единственное место, бывает разное, аварии, на пример, когда ждать два- три часа- это смерть)- это ещё триллионные расходы.
  11. 0
    27 tháng 2019 năm 12 31:XNUMX
    Trích dẫn từ dumkopff
    По сравнению с 60-ми изрядно выросла средняя продолжительность жизни.

    Chao ôi, không.

    Если в начале ХХ века в России средняя продолжительность жизни без учета детской смертности (до 14 л) была на уровне стран Европы, то на сегодня она на 20 лет меньше. И роста с упоминаемых 60-х годов нет. Это все оффтопик, конечно, но про ядерный самолет, но факты знать всегда полезно.
  12. -1
    27 tháng 2019 năm 13 28:XNUMX
    Жаль что подобных проектов больше нет, и шатлики тоже уже не летают, жаль что СССР и США с этими технологиями не сцепились. 1я мировая дала автомобилестроение, авиастроение, 2-я подарила компьютеры, радары. А что бы было бы сцепись не на жизнь СССР и США аж дух захватывает
    1. -2
      27 tháng 2019 năm 14 24:XNUMX
      земному шарику mỉm cười
  13. +1
    27 tháng 2019 năm 19 06:XNUMX
    Советская, а ныне Российская космическая програма начиная сразу же после первого запуска человека в космос начала неумолимо тормозится "КЕМто am ". И вот, уже как на 60 лет đánh lừa отстает от намеченого графика космической эволюции... hi
  14. 0
    27 tháng 2019 năm 23 39:XNUMX
    Хороший проект ,и очень нужный вот прям сейчас пригодился бы ,слишком много золота в астероидах ,слишком ,очень ,прям ваще ..
    Осталось решить некоторые технические и юридические трудности .
    1) биозащита ,должна быть лёгкой и надёжной.
    2)необходим единый ядерный двигатель,ибо проще управлять ,обслуживать ,да и весить он будет меньше чем вся вот эта мишура и т.д
    3) договор есть который запрещает использование ЯЭУ в воздухе и космосе .
    4) тепловая защита должна быть абсолютной
    Создание ядрореактивново двигателя высокой мощности и тяги не особо большая проблема ,необходимы материалы мало того что радиостойкие,так ещё и жаростойкие ,хотя бы тыщ до 5-6 Цельсия . От тогда полетим без проблем .
  15. -5
    28 tháng 2019 năm 19 47:XNUMX
    В плане планов и проектов СССР всегда имел лидирующие позиции. Но, в основном, эти планы и проекты не осуществлялись. Мировой революции - не произошло, социализм, даже в отдельно взятой стране - не победил, и.т.д.
    А техническим проектам всегда мешало, да и мешает сейчас, техническое отставание. В описаниях - звучит красиво, посторить ядрёный самолет, 500т, весь из титана и алюминия, а чтобы он не сгорел - плиточкой его огнеупорной. Всё чудесно, но вот только плиточки как раз и не было. А так - проект просто замечательный! И нафиг никому не нужный. Вот уже более века СССР-РФ ничего не даёт для развития человечества, для мирового прогресса. Всё что делалось и делается - создается только для того, чтобы убивать. Лучшие танки, лучшие ракеты, лучшие самолёты, космос - а для людей, даже для своих, в своей стране - полный ноль. Паразитируем на прогрессе и инновациях остального мира и только умеем размахивать дубиной.
  16. 0
    29 tháng 2019 năm 13 11:XNUMX
    Trích dẫn: NEXUS
    уже на подходе Буревестник и Посейдон с ЯСУ

    я в детстве (примерно 79-80 год, жил под красноярском) наблюдал днем над моим городом очень странную картину, вместе с другими детьми.
    прилетел 1 просто огромный аппарат, думаю, раза в 3-4 больше боинга 747
    по форме напоминал приплюснутую бочку с крылышками в сопровождении 2 аппаратов "поменьше" - примерно размером с ту-22.
    все 3 блестели примерно так же как дюралевые самолеты, но без оксида аллюминия.
    в четком строю тройки , как и -16 на парадах в 30 годах, сделали несколько бочек, виражей на скорости около 800 кмч и ушли, ускорившись до 3-4 махов. Полет сопровождался таким же гулом, как пролетавшие регулярно миг-25. Что это было - я до сих пор не знаю. Но именно этот случай заставил меня учиться и желать стать ученым. Потом, когда уже учился в новосибирском универе, пытался распрашивать, что бы это могло быть.
    Нашел 2 человек, которые говорили, что знают, что это был за проект, но они ничего больше мне не сказали,
    а потом пришел ко мне на урок человек из органов и попросил прекратить поиски.
  17. 0
    29 tháng 2019 năm 13 22:XNUMX
    Trích dẫn: CloudscapeORACLE
    Советская, а ныне Российская космическая програма начиная сразу же после первого запуска человека в космос начала неумолимо тормозится

    советский космос начинался весь на баллистических ракетах, предназначенных для ядерных боеголовок, т.е. там вообще мирной космонавтики был ноль.
    Как только задачи стали шире, чем выплюнуть что-то на орбиту, вдруг обнаружилось, что денег на эти работы или нет, или очень мало. Вот, что "тормозило".