Đánh giá quân sự

Тревожная для Москвы деталь противоракетных испытаний на Аляске: проект «Skybolt» могут возродить в новом обличье

20



Вдоль и поперёк изученные за последние несколько лет боевые качества и технологические особенности регионального противоракетного комплекса THAAD, включая его многофункциональную РЛС AN/TPY-2 c дальностью порядка 1200 км, превратили июльскую tin tức об успешном испытании батареи данного комплекса на острове Кадьяк в малоинтересную и даже скучную сводку в стиле «США в очередной раз закрепили статус ведущей державы в области средств ПРО». Тем не менее, мы хорошо знаем, что от умного лома и у THAAD’а нет приёма. Во-первых, комплекс не является панацеей в борьбе с низковысотными малозаметными тактическими и стратегическими КР, а также интенсивно маневрирующими на эндоатмосферном участке (до 80—100 км) аэробаллистическими целями. Ведь высокоскоростной кинетический перехватчик аэродинамически неправильной формы «Kill Vehicle», скрывающийся за композиционным обтекателем, не предназначен для атмосферного перехвата ввиду сильнейшего аэродинамического нагрева сапфирового обтекателя объектива ИКГСН при скорости 8,5М (2500 м/с) и мгновенного баллистического торможения. Во-вторых, нигде не фигурировала информация о возможностях инфракрасной ГСН кинетического перехватчика осуществлять селекцию «боевого снаряжения» БРСД на фоне применения таких комплексов средств преодоления ПРО, как тяжёлые ложные цели (ТЛЦ) с контейнером инфракрасной аэрозольной натриево-литиевой смеси.

Использование подобных КСП ПРО даёт возможность в десятки раз увеличить вероятность прорыва «противоракетного зонтика», установленного комплексом THAAD. В-третьих, каждая тяжёлая ложная цель может нести на борту индивидуальный комплекс радиоэлектронного противодействия в Х-диапазоне (8—12 ГГц) и контейнер с дипольными отражателями, что создаст большие сложности в боевой работе многофункционального сантиметрового радара AN/TPY-2. Несмотря на то, что радар представлен высокопотенциальной АФАР на базе 25344 ППМ, что позволяет формировать «нулевые зоны» (так называемые «провалы» в диаграмме направленности) в направлении источника РЭБ, чётко выделить лучом настоящий боевой блок в компактном «рое» ложных целей с устройствами РЭП и ДО будет архисложно. Как видите возносить THAAD на высшую ступень «противоракетной эволюции» также глупо, как и семейство противоракет RIM-161B, особенно когда практически все испытания проводятся с задействованием обычных баллистических и аэробаллистических «болванок», лишённых современных средств «прорыва» противоракетной обороны.

Мы же сегодня сфокусируемся на рассмотрении оперативно-тактической подоплёки «подводной части айсберга» противоракетных испытаний на острове Кадьяк, проведённых расчётом батареи THAAD 11-й бригады зенитной артиллерии ВС США из техасского города Форт-Блисс. Проходившие под индексом FTT-18 («Flight Test THAAD-18») испытания отличились весьма занимательными деталями. Примечательно, что помимо обслуживающего персонала космодрома Кадьяк, специалистов Агентства по противоракетной обороне США и операторского расчёта комплекса в ПБУ BM/C41, участие в испытаниях также приняли подразделения Национальной гвардии США, представители Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) , эксперты агентства DARPA — Управления перспективными исследовательскими проектами МО США и т.д. Столь широкий и разношёрстный контингент участников (как с армейской стороны, так и со стороны разработчиков), внимательно наблюдающих за перехватом БРСД-цели можно трактовать лишь как подготовительные работы к крупным военным конфликтам, где и одним, и другим предстоит столкнуться с использованием противником различных классов баллистических и аэробаллистических ракет, противостоять которым будут именно ПРК THAAD. Батареи этих комплексов развёрнуты в Южной Корее, в скором же времени они практически в прямом смысле заполонят всё западное побережье Персидского залива в таких государствах, как ОАЭ, Катар, Кувейт и Саудовская Аравия. Основными целями станут именно баллистические ракеты средней дальности семейств DF-21C/D (КНР) и «Саджил» (Иран).

Извлекли пользу из данных испытаний и специалисты агентства DARPA, которые в данный момент вовлечены в массу проектов разработки гиперзвуковых средств воздушно-космического нападения. Как можно предположить, важным моментом могли стать параметры полёта кинетического перехватчика и БРСД-цели непосредственно перед «встречей» на экзоатмосферном участке. Эти данные сослужат подразделению DARPA хорошую службу. На их основе специалисты агентства планируют улучшить возможности преодоления противовоздушной/противоракетной обороны противника перспективными гиперзвуковыми летательными аппаратами, спроектированными на базе «Falcon HTV-2/3».

Самой же главной деталью испытаний FTT-18 является носитель, с которого была запущена БРСД, являющаяся мишенью для кинетического перехватчика «Kill Vehicle». Им стал стратегический военно-транспортный самолёт Boeing C-17 «Globmaster III». Данную методику абсолютно нельзя назвать инновационной, поскольку первый испытательный пуск опытного образца аэробаллистической ракеты GAM-87 «Skybolt» с подкрыльевой подвески стратегического бомбардировщика-ракетоносца B-52 «Stratofortress» состоялся 19 декабря 1962 года. Ракета, которая также была известна под индексом WS-138A, сходила с подвески ракетоносца на высоте более 14 км, набирала высоту в 60 км, и, при скорости 2800 м/с, вторая разгонная ступень отделялась, а «боевое снаряжение» продолжало полёт по восходящей ветви баллистической траектории. Это позволило достичь радиуса действия в 1500—1850 км, что на то время было очень хорошим показателем. Позднее были разработаны: американская сверхзвуковая (3700 км/ч) аэробаллистическая ракета малой дальности AGM-69 SRAM (WS-140A) и советская гиперзвуковая Х-15 (5400 км/ч).

Они стали отличными инструментами для «прорыва» имеющихся в конце 70-х — начале 80-х гг. наземных и корабельных средств противоракетной обороны, но могли предложить крайне малую дальность в 160 и 300 км соответственно. Более интересным событием, концептуально приближённым к недавнему пуску БРСД из грузового отсека «Глобмастера III», стал запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Minuteman III» из грузового отсека тяжёлого военно-транспортного самолёта C-5A «Galaxy». После выравнивания МБР с помощью тормозных парашютов и их отстрела, двигатель первой ступени был благополучно запущен и ракета вышла на траекторию, соответствующую заданной программе. Испытания завершились успешно, но по причине отсутствия заинтересованности со стороны ВВС США было принято решение о закрытии программы. В ту же очередь, продолжение использования C-17 «Globmaster III» в качестве воздушной платформы для испытательных пусков БРСД указывает на то, что данная методика не забыта и может в любой момент воплотиться «в железе» с использованием любого типа баллистических ракет (от ОТБР ATACMS до МБР).


Испытательный пуск МБР «Minuteman III» из грузового отсека C-5A «Galaxy»


Казалось бы, самолёт и самолёт... Тем не менее, воздушный пуск баллистической ракеты накладывает огромный положительный отпечаток на её оперативно-стратегические характеристики. О чём идёт речь? Баллистические ракеты, запускаемые с высот 10—12 км, получают ряд уникальных качеств:

— снижение потерь на аэродинамическое сопротивление, что возможно благодаря более разреженной атмосфере на участке старта (в 3 раза — на высоте 10 км и в 5 раз — на высоте 12 км);
— 11-13%-ный рост характеристической скорости, играющей ключевую роль в сохранении энергетических показателей БР на восходящем участке её траектории;
— уменьшение потерь на противодавление (старт ракеты с разреженных верхних слоёв тропосферы или нижних слоёв стратосферы увеличивает эффективность ракетного топлива, которое в меньшей степени подвергается расширению и отбрасыванию);
— гибкость и оперативность при выборе необходимой траектории полёта (включая быстрое изменение наклонения орбиты), что объясняется возможностью старта с различных широт; при старте с шахтных ПУ и мобильных ПГРК реализовать такие возможности практически нереально;
— отсутствие необходимости в громоздкой стартовой инфраструктуре.


Вышеперечисленные преимущества позволяют значительно увеличить ныне известные рубежи досягаемости всех известных баллистических ракет малой и средней дальности, а также МБР. Более того, в отличие от ракет наземного базирования (ШПУ/ПГРК), пуск БР воздушного базирования может стать настоящей неожиданностью для средств ДРЛО, а также радиоэлектронной и оптикоэлектронной разведки. На стратегическом воздушном направлении, с которого будет использоваться воздушный стартовый комплекс МБР, может быть запущено несколько десятков дронов — ложных целей ADM-160C «MALD-J», которые способны чётко имитировать эффективную отражающую поверхность (РЛ-сигнатуру) любых самолётов тактической, стратегической и военно-транспортной hàng không, включая С-5С/M и С-17. Следовательно, выделить такую машину на фоне ложных целей будет крайне сложно непосредственно до запуска МБР, особенно на дистанциях более 150 км, с которых военно-транспортный самолёт трудно идентифицировать с помощью оптико-электронных прицельных комплексов с ИК-каналом визирования по тепловому излучению от двигателей. Будет ли использована концепция воздушного старта БР применительно к Глобальному ударному командованию ВВС США, пока неизвестно, но, учитывая видимые её преимущества оперативно-стратегического характера, готовиться к такому повороту необходимо уже сегодня.

Nguồn thông tin:
http://thediplomat.com/2017/07/thaad-system-successfully-completes-intercept-of-mrbm-class-target/
https://geektimes.ru/post/214335/
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/thaad/thaad.shtml
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=17762
tác giả:
20 bình luận
Quảng cáo

Đăng ký kênh Telegram của chúng tôi, thường xuyên bổ sung thông tin về hoạt động đặc biệt ở Ukraine, một lượng lớn thông tin, video, những điều không có trên trang web: https://t.me/topwar_official

tin tức
Bạn đọc thân mến, để nhận xét về một ấn phẩm, bạn phải đăng nhập.
  1. 210okv
    210okv 4 tháng 2017, 06 12:XNUMX
    +7
    А мы и не думаем что будет легко..За этими заштатниками глаз да глаз нужен,да и самим сопли не жевать.
    1. Nhận xét đã bị xóa.
  2. người bắn súng núi
    người bắn súng núi 4 tháng 2017, 08 18:XNUMX
    +12
    А что, сам "Воздушный старт" - такая простая штука, что прямо с любого транспортника его можно использовать? Наверняка нет. Да и контейнер для воздушного пуска - штука не простая.
    Просто любая разработка, на которую ПОТРАЧЕНО, с трудом "умирает", периодически испытывая реинкарнации, когда меняется По моему, куда опаснее ( и массовее) "Искандеры" и "Калибры" в стандартных морских контейнерах, которые внезапно могут оказаться - где угодно!
    1. Evgenius
      Evgenius 4 tháng 2017, 09 43:XNUMX
      +5
      С простого самолета-транспортника запустить такую ракету невозможно. Для этого нужен специальный самолет, стоимость которого соизмерима со стоимостью шахтного комплекса. Ракета в самолете - не игрушка. Ее термоядерная голова требует наличия на самолете специального командного пункта с подготовленными смнами высококвалифицырованных офицеров. Средства сввязи должны быть специального назначения. А теперь оценим возможность "благополучной" посадки такого самолета, во чреве которого лежит тяжелейший опасный груз. Не всегда же взлет самолета с ракетой будет боевым, есть же случаи отмены пусков и технических немсправностей. Так что, сбросить этот груз в океан?
  3. Dark_Filin
    Dark_Filin 4 tháng 2017, 09 38:XNUMX
    +1
    Разрабатывают - это интересно и стоит иметь это в виду, но есть нюанс - а для каких ракет это подойдет? Ведь РСМД ещё действует! Думается, что это задел на будущее при возможной отмене РСМД.
    1. MetallDoctor
      MetallDoctor 7 tháng 2017, 11 15:XNUMX
      +1
      > Ведь РСМД ещё действует!
      Под ограничения РСМД попадают только наземные ПУ, даже морские ПУ в том числе приснопамятный Mk41 формально не нарушают РСМД.
      Так что фактически договор о РСМД сегодня не функционирует от слова вообще.
  4. đánh du kích
    đánh du kích 4 tháng 2017, 11 25:XNUMX
    +2
    Trích dẫn: Mountain shooter
    "Искандеры" и "Калибры"

    Для МО делают всего 60 штук в год...
    Nhận xét là thừa.
    1. tanit
      tanit 4 tháng 2017, 15 21:XNUMX
      +4
      giữ lại
      Trích từ Guerilla
      Для МО делают всего 60 штук в год.

      "Во втором квартале 2017 года промышленность передала военным 60 крылатых ракет морского базирования для комплекса «Калибр». Об этом, как передает РИА Новости, заявил на открытии Единого дня приемки военной продукции министр обороны Сергей Шойгу."
      Ну, что год, что второй квартал - разницы же нет, правда cười
      Trích từ Guerilla
      Nhận xét là thừa.
      hi
      "В число переданной за этот период техники также входят бригадный комплект оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М»" - не, ну не читает Шойгу комментарии на ВО, а то бы знал жуткую правду, ага. wassat
      1. đánh du kích
        đánh du kích 5 tháng 2017, 02 48:XNUMX
        +1
        Trích dẫn từ tanit
        Ну, что год, что второй квартал - разницы же нет

        Залп в 60 ракет янкесы делают во время десерта.
        Мы же делаем ракет в год на 4-е американских десерта.
        ...Как мне кажется, один залп в год, или в квартал - разница не принципиальна...
        Ну вы поняли, надеюсь...
        1. GRF
          GRF 5 tháng 2017, 08 29:XNUMX
          0
          Trích từ Guerilla
          Trích dẫn từ tanit
          Ну, что год, что второй квартал - разницы же нет

          Залп в 60 ракет янкесы делают во время десерта.
          Мы же делаем ракет в год на 4-е американских десерта.
          ...Как мне кажется, один залп в год, или в квартал - разница не принципиальна...
          Ну вы поняли, надеюсь...

          Тааак, ну что со страху опысали, убрано, хотите шоб мы еще и апкакались? Да вы трудоголик, батенька....
          1. Yuyuka
            Yuyuka 5 tháng 2017, 11 24:XNUMX
            +1
            Trích dẫn từ G.R.F.
            Trích từ Guerilla
            Trích dẫn từ tanit
            Ну, что год, что второй квартал - разницы же нет

            Залп в 60 ракет янкесы делают во время десерта.
            Мы же делаем ракет в год на 4-е американских десерта.
            ...Как мне кажется, один залп в год, или в квартал - разница не принципиальна...
            Ну вы поняли, надеюсь...

            Тааак, ну что со страху опысали, убрано, хотите шоб мы еще и апкакались? Да вы трудоголик, батенька....


            ик! сюз ми... это десерт типа по аэродрому в Сирии? cảm thấy ну... вы поняли... wassat
  5. Konstantin Yu.
    Konstantin Yu. 4 tháng 2017, 11 53:XNUMX
    0
    Думаю хранение, обслуживание, подготовка, погрузка, взлет, прикрытие, маршрут..и т.д, вся эта возня не останется не замеченной... а если дойдет до этого, к тому времени, не должно уже чтото взлетать.... а просто догорать
  6. Alexei. NHƯNG.
    Alexei. NHƯNG. 4 tháng 2017, 12 28:XNUMX
    0
    Будьте на чеку! Авиация и ракеты рулят! Во все времена...
  7. Nhạc
    Nhạc 4 tháng 2017, 12 28:XNUMX
    0
    Про превращение Ила в бомберов давно говорят. Вроде, даже на параде был представлен Ил-76 с бомбодержателями. Хотя, с земли это не было особо заметно.
    1. Gadsky Pope
      Gadsky Pope 6 tháng 2017, 18 57:XNUMX
      0
      Бомбодержатели ставили на Ил-76 еще во времена СССР при производстве на ТАПОиЧ. Работал, видел машины.
  8. Mac789
    Mac789 4 tháng 2017, 18 09:XNUMX
    0
    МБР воздушного старта... Гораздо мобильнее БЖРК, и почти так же незаметно. Время патрулирования конечно маловато, зато трудно уязвима. Надо что нибудь погрузоподъёмнее с большей продолжительностью патрулирования... Гинденбург чтоль какой нибудь...
    1. Vadim237
      Vadim237 4 tháng 2017, 21 21:XNUMX
      0
      Грузовой самолёт более мобилен.
      1. Mac789
        Mac789 5 tháng 2017, 09 55:XNUMX
        +3
        Время патрулирования около 8 часов + расход топлива + ресурс двигателей. Короче самолёта надолго не хватит
        1. Vadim237
          Vadim237 6 tháng 2017, 20 36:XNUMX
          0
          С современным моторесурсом в 40000 часов, как раз таки самолёта и двигателя, на долго хватит.
  9. Mikhail Anokhin
    Mikhail Anokhin 5 tháng 2017, 17 30:XNUMX
    0
    Điều gì tiếp theo từ điều này?
    Как завидишь нечто летяшее на территорию РФ сразу давай команду - готовность ноль для запуска всех имеющихся у нас ракет с ядерной начинкой.
    И это должно ЯСНО И ЧЕТКО БЫТЬ ДОНЕСЕНО ДО СОЗНАНИЯ ВСЕХ УМЕЛЬЦЕВ!
    Не будет самоподрыва - запускай!
    И пропади все пропадом!
  10. Cũ26
    Cũ26 5 tháng 2017, 19 37:XNUMX
    +2
    Trích: Nhạc
    Про превращение Ила в бомберов давно говорят. Вроде, даже на параде был представлен Ил-76 с бомбодержателями. Хотя, с земли это не было особо заметно.

    Превращение ИЛа или любого транспортника в бомбера - этому ноу-хау в обед уже 100 лет. У меня товарищ был КВС на Ан-72, так у него и неподвижная бортовая пушка (вперед) была установлена и были приспособления для подвески 6 или 8 бомб, но исключительно в фюзеляже. Точность такого бомбометания с его слов плюс-минус лапоть.
    Наличие возможности запускать ракеты - это несколько иное. И стоимость такого воздушной пусковой платформы соизмерим действительно со стоимостью шахтного комплекса. С точки зрения маскировки, вроде бы да, все отлично. Но противник прекрасно понимает, что другая сторона тоже такое может сделать и тогда уже ему не отследить такой носитель.
    Исходя из всего этого в договор по стратегическим вооружениям был внесен запрет на
    1. использование с бомбардировщика аэробаллистических ракет с дальностью свыше 600 км
    2. использование в качестве носителя баллистических ракет грузовых (пассажирских) гражданских и военных самолетов. исключение - экспериментальная отработка воздушного старта ракет-мишеней
    3. использование грузовых (пассажирских) самолетов в качестве носителей крылатых ракет большой дальности. В частности в конце 70-х был такой проект переделки Боинга-747 в носитель крылатых ракет, который должен был бы поднять 72 штуки.

    Более того. Эксперименты с "Минитменом" не вышли далее самого эксперимента возможности старта. Фраза, что ракета вышла на траекторию нее означает, что она достигнет заданной цели. такие работы не проводились. Этот исключительно экспериментальный пуск. Наши тоже планировали пуски БРПЛ с АН-22 и АН-124, но в дальнейшем от такой программы отказались.